Судьба «Святого Николая»

Командовать «Св. Николаем» было поручено штурману Николаю Исаковичу Булыгину. Ему предстояло «учинить описание всего берега Новаго Альбиона, начиная от пролива Жуан де Фука, праваго мыса до бухты Драковой, а последнего мыса к гишпанскому Санкт-Францыско порта, с обстоятельным изследованием известных портов и неизвестных бухт, проливов и островов с якарынми местами». А там, где позволять будут обстоятельства и безопасность судна, «испытывать ндравы обычай всех тамошних коренных обитателей», выяснять, имеют ли индейцы «склонность к миролюбивой мене и торговле, и есть ли у тех интересные морские или земляные звери или особые какие продукты».

Выйдя с Ситки 29 сентября 1808 года, «Святой Николай» 1 ноября разбился на широте 47°56’ c.ш. В результате крушения никто не пострадал и экипаж из 22 человек (17 русских, 4 алеута и 1 американец) высадился на берег в районе реки Хох на этнической территории племен хох и куилиут.


Страна, в которой оказались путешественники, не сулила им легкой жизни. То была земля хэмлока, сосняка и кедровника, где древесные ветви опутывали густые лозы, подножия стволов скрывались среди буйной поросли кустарников, а прогалины и поляны среди непроглядных дебрей покрывали гигантские папоротники. Но потерпевших кораблекрушение страшила не столько суровая дикая природа, сколько встреча с туземными обителями этой страны. Опасения их были оправданны. Среди европейцев местные индейцы пользовались в то время репутацией опасных дикарей, свирепых, коварных и воинственных. Охотники, рыболовы, собиратели, они были также искусными воинами, видя врага в каждом чужаке, появившиеся на их землях. Они отражали набеги флотилий боевых каноэ своих северных соседей, маках и нутка, сами пускались в подобные грабительские рейды, стремясь добыть славу и захватить невольников. Пленников обращали в рабство, а владение рабами доставляло семьям их хозяев почет в племени. Рабы были живым доказательством храбрости, удачливости и богатства главы семейства.


Потерпевшие кораблекрушение люди, страдая от голода, скитались, преследуемые индейцами, которым удалось захватить в плен четырех человек (2 мужчин и 2 женщин, включая жену штурмана Булыгина Анну Петровну, индеанку по происхождению). До наступления зимы отряду Булыгина удалось добраться до верховья реки Хох, где они остались на зимовку. В феврале следующего года скитальцы начали спуск по реке, надеясь добраться до Колумбии. Николаю Булыгину удалось захватить в заложницы знатную индеанку из племени маках, которую он захотел обменять на свою жену.


Но, когда привезли Анну Булыгину, то она, к удивлению мужа и остальных, наотрез отказалась вернуться и призвала соратников сдаться в плен к индейцам. Такое неординарное предложение поддержали всего четыре человека, среди которых был и Булыгин.


Остальные попытались продолжить спуск по реке, но разбили лодку о камни и все равно попали в плен к племенам хох и куилиут.Из этих оставшихся трое все таки добрались до Колумбии. Племена, захватившие их, перепродали пленников индейцам бассейна Колумбии. Двоих заложников выкупили американцы — одного алеута в 1809 году выкупил капитан судна«Mercury» Джордж Эйрс, русского промышленника Афанасия Валгусова в 1810 году выкупил капитан Браун, владелец корабля «Lydia». Еще один русский– Филипп Котельников — остался в племени чинук.


Пленники племени маках(самоназвание «Куиничтичат», русские назвали их «кунищаты») прожили среди индейцев более года. Индейское предание сообщает, что «мужчин сделали рабами … их заставляли выполнять тяжёлую работу для племени». Однако, один из руководителей несчастной экспедиции в Орегон, Тимофей Таракановв своем рассказе, (а обо всём, что происходило с русскими в индейском плену, мы знаем лишь с его слов), ни разу не обмолвился ни о каком подневольном труде, по крайней мере, когда говорил о себе лично: «Осенью занимался я стрелянием птиц, а зимою делал для своего хозяина и на продажу разного рода деревянную посуду».


Все это время русских рабов продавали, дарили, меняли, супругов Булыгиных то соединяли, то разлучали. Анна Булыгина умерла в августе 1809 года, ее муж- в феврале следующего.


Освободителем пленников стал вышеупомянутый капитан Браун. Выкупив Валгусова, он направился на территорию маках и 6 мая стал на якорь около полуострова Олимпик. Договорившись о сумме выкупа, он освободил 13 промышленников. Итого из 22 человек экипажа в живых осталось 15, из которых один предпочел жизнь в индейском племени.


Эпопея рабства для промышленников закончилась 9 июня 1810 года, когда «Lydia» прибыла в столицу Русской Америки Ново-Архангельск.

Использованы материалы из статьи
Зорин А. В. «Первопроходец Тимофей Тараканов»