Трофимов В. История великой любви. Еще раз о памятнике Николаю Резанову

В. Трофимов
Статья красноярского писателя, автора романа "Кастильские розы командору Резанову". В статье особое внимание обращается на мифы и домыслы, связанные с жизнью Резанова и Кончиты Аргуэльо.

«…С помощью Божией намереваюсь ныне возглавить первое русское кругосветное путешествие россиян…. Готов буду приобресть на собственные средства две шхуны на санкт-петербургской верфи и, придав им соответственно наименования «Юнона» и «Авось», …в начале лета 1806 года пуститься в плавание к берегам Нового Света…» «Граф! …Государь избирает вас на подвиг, пользу Отечеству обещающий… Повелеваю отплыть вам 23 июля 1806 года под военно-морским Андреевским флагом Империи».

Это диалог камергера Его Императорского Величества Резанова и министра коммерции графа Румянцева из рок-оперы «Юнона» и «Авось», в котором всего в двух высказываниях кроется тьма несоответствий фактам.

К примеру, Резанов не мог приобрести на собственные средства два корабля, ибо не был в состоянии сделать это, исходя из своих финансовых возможностей. Два корабля были куплены в Англии, а не на санкт-петербургской верфи, и снаряжены на счет государевой казны и Российско-Американской компании. И приданы им соответственно наименования «Надежда» и «Нева», а не «Юнона» и «Авось». И в то время, когда исполнитель роли Резанова — Николай Караченцов — собирался пуститься в плавание к берегам Нового Света в начале лета 1806 года, этого сделать было никак не возможно, так как корабли отправились в плавание еще в июле 1803 года.

Далее. Румянцев называет Резанова графом. Резанов же графом не был. А слова «Повелеваю отплыть вам 23 июля 1806 года…», вложенные в уста героя рок-оперы, на самом деле министру коммерции графу Николаю Петровичу Румянцеву принадлежать не могли, ибо он знал, что парусные корабли могут выйти в море только тогда, когда задуют попутные ветры, а это могло случиться не обязательно 23 июля 1806 года. Другое дело, если было бы сказано: «С первым попутным ветром…»

И все же эти досадные «мелочи» с лихвой перекрываются талантом создателей рок-оперы и исполнителей ролей, и мы должны поклониться им за обращение к теме, благодаря чему неизмеримо вырос интерес к личности Николая Петровича Резанова, одного из величайших государственных деятелей времен императора Александра Первого и славного сына Отечества.

Два десятилетия рок-опера с триумфом шествует по сценам театров мира, неизменно вызывая у публики слезы умиления далеким прошлым, захватывающей дух эпопеей камергера Резанова, возглавлявшего первое русское кругосветное плавание. Ради встречи с романтической историей великой любви зрители готовы простить авторам рок-оперы многие исторические неточности.

Однако есть нечто настораживающее. Вызывает недоумение фраза о мертвом плоде, который возлюбленная Резанова выбросила в море… Такой выдающийся поэт, как Андрей Вознесенский (автор либретто), должен знать, что словом можно убить человека. Из одной подобной фразы можно сделать вывод, что камергер Резанов совершил бесчестный по тем временам поступок: он обесчестил девушку и бросил ее. Не потому ли стало возможным письмо в редакцию читательницы А. Морозовой с просьбой рассказать, кто такой камергер Резанов? Письмо начиналось словами: «Не тот ли это Резанов, который обрюхатил дочку калифорнийского губернатора и смылся?..» Думаю, комментарии по поводу воспитательного значения театра, прессы и телевидения, поспособствовавших возникновению у госпожи Морозовой подобного мнения о честнейшем и порядочнейшем нашем соотечественнике Николае Петровиче Резанове, излишни. Для смыслового колорита рок-оперы упомянутая фраза, возможно, представляет интерес, но личность поэта и его интеллигентность не позволяли предполагать, что он поддастся на подобный соблазн. Впрочем, это мое личное мнение, и не мне судить автора… Просто обидно, когда в тюрьму сажают безвинного человека, вдвойне — когда человека лишают чести.

Приходится говорить об этом именно сейчас, потому что красноярцы, как и все россияне (даже страдающие и замерзающие владивостокцы снарядили и отправили в море корабль, придав ему имя «Надежда», который повторит пройденный русскими судами при первом кругосветном плавании путь, правда, в обратном порядке, начав его от берегов Америки и окончив в Кронштадте), готовятся в этом году отметить 200-летие со дня начала первого русского кругосветного плавания под командованием Н. П. Резанова. И еще потому, что мэр Красноярска Петр Иванович Пимашков, учитывая пожелания общественности, принял решение к 375-летнему юбилею города воздвигнуть уничтоженный в первой половине прошлого столетия памятник камергеру Резанову. И таким образом вернуть ему моральный долг красноярцев. А вместе с тем вернуть красноярцам то, что никогда нельзя отнимать у людей, — их историческую память. Похвально, когда власти идут навстречу пожеланиям горожан, понимая, что интереснее жить в городе, богатом историческим прошлым и памятниками. А уж для гостей города этот фактор особенно привлекателен.

Во время войны за независимость в Северной Америке в 1775-1783 годах тринадцать английских колоний выступили против владычества Англии, монарх которой обратился к России с просьбой направить туда русские войска для усмирения восставших. Императрица Екатерина Вторая отказала в этой просьбе. Таким образом, своим рождением молодая республика США обязана и поддержке со стороны России. Это явилось началом дружбы двух стран. Вослед за императрицей Екатериной Второй именно Н. П. Резанов сделал новую попытку соединить Америку и Россию. Поэтому имя его так популярно в Штатах. Это имя и теперь является важным связующим звеном в отношениях между нашими странами. Историческая память двух народов сделала Н. П. Резанова национальным достоянием обеих стран. Велика честь для любого города иметь памятник этому человеку на своей земле, а Красноярск, как никакой другой, такое право имеет.

В этой связи хотелось бы еще раз напомнить моим землякам, кем был Николай Петрович Резанов. Для этого приведу выдержку из недавно вышедшего в Красноярске моего романа «Кастильские розы командору Резанову»: «Николай Петрович Резанов — прогрессивный государственный деятель, действительный камергер императора Александра Первого, почетный академик Петербургской академии наук, первый российский посланник в Японии, Уполномоченный императора в Русской Америке, один из основателей Российско-Американской компании. Великий патриот, безмерно преданный России, чьими стараниями для Отечества были сохранены Аляска, Сахалин, Курильские острова. Руководитель первого русского кругосветного плавания. Красавец и аристократ, на которого положила глаз сама императрица Екатерина Великая. Обаятельный и скромный, мужественный и смелый. Воспетый за рубежом и забытый в России. Его романтической любовью с испанской красавицей Кончитой, которая ждала своего возлюбленного 45 лет, восхищается весь мир.

На русском холме в Сан-Франциско скоро появится мемориал-монумент, посвященный первым русским в Калифорнии. В центре его по замыслу скульптора Михаила Шемякина, ныне проживающего в США, будет изображен Н. П. Резанов. Национальное достояние России — командор Резанов — становится национальным достоянием Штатов.

Энциклопедия «Британика» называет имя Резанова среди замечательных строителей Российской империи, среди таких ее великих деятелей, как Петр Первый, Меншиков, Румянцев, Державин, Ломоносов. И посвящает Резанову лестный отзыв: «Резанов — первый русский, обогнувший весь земной шар. Император Александр I говорил ему: «Я и Отечество ждем от вас жертвы». Эта жертва оказалась слишком тяжелой, человеческие силы не выдержали… Но это не умаляет значения и ценности Резанова как одного из выдающихся деятелей своего времени. Красавец с волевыми чертами лица, умный, высокоинтеллигентный, светский, очаровательный, мужественный, смелый — Резанов представлял собой идеальный тип русского аристократа духа и тела — творителя России. Ни один русский государственный деятель не приобрел за границей, несмотря на вековую неприязнь и даже ненависть к России, такой трогательной симпатии, как Резанов». фактом своей трагической кончины Николай Петрович Резанов связан с Красноярском. Здесь, в городе на Енисее, окончился земной путь человека, великим замыслам которого относительно расширения российского влияния на североамериканском континенте не суждено было сбыться. Оклеветанный завистниками, как это часто случается в жизни, Н. П. Резанов вскоре был забыт в близких к правительству и императору кругах. Свою роль в этом сыграло осложнение политической обстановки в Европе и, как следствие, ослабление внимания правительства и императора Александра Первого к российским владениям в Северной Америке, образованием которых занимался Резанов.

Шестимесячное посольство в Японии окончилось неудачей. И вовсе не по вине первого полномочного российского посланника в Японии Н. П. Резанова, как об этом клеветал на него И. Ф. Крузенштерн, а по не зависящим от посланника причинам.

Японцы в самом начале узнали о намерении Резанова жестко закрепить на правительственном уровне и с японским императором принадлежность России всех островов Курильской гряды и Сахалина по праву первооткрытия их русскими. В вышедшем в 1796 году «Атласе Российской империи» все Курильские острова рассматривались как принадлежность России. Атлас — официальный документ. Отныне ни одно государство не вправе посягать на эти острова. Об этом говорилось в меморандуме Резанова, адресованном японскому императору (текст этого меморандума имеется в документах российского государственного архива Военно-Морского Флота). Но японские правители, зная, что Россия занята разрешением наполеоновской проблемы и не располагает на Востоке достаточной военной мощью, решили, сорвав посольство, создать тем самым неопределенность статуса Курильских островов с тем, чтобы когда-нибудь попытаться оспорить их принадлежность России. Прием известный. Ныне японцы так и поступают. Во время встречи в Красноярске первого российского президента Ельцина с премьер-министром Японии Хасимото в программу дня не был включен вопрос и не было сделано попытки посетить могилу первого российского полномочного посланника в Японии Н. П. Резанова. Ибо это означало бы признание позиции Резанова в курильском вопросе и, таким образом, дверь для дальнейших переговоров относительно принадлежности островов была бы окончательно закрыта. Ельцин этого не сделал. Проблема осталась. И есть опасения, что кому-нибудь вздумается пойти у японцев на поводу.

Удивительна одиссея камергера Резанова. Несмотря на то, что он прожил недолгую жизнь (он скончался в возрасте 42 лет), повидать ему пришлось на своем веку многое. Блестящий двадцатитрехлетний гвардеец-кавалергард, он сопровождает императрицу Екатерину Великую в ее поездке в завоеванный Крым… Награды и почести на протяжении всей службы у трех российских императоров… Но одна награда пришла к нему слишком поздно, когда его уже не было в живых, — это потрясающая и трагическая в своей верности Великая любовь. Вот история любви, подобной которой доселе не было в мире и которая так восхитила русского офицера Александра Шпилинского, оказавшегося по воле рока в Америке, лейтенанта армии США Георга Эллиота, послужившая Брет Гарту и многим другим американским писателям темой для написания рассказов и романов. Очень много о нем написано, особенно в Америке.

Но не находит упокоения прах великого сына России в земле красноярской. То его могилу потеряют, то якобы снова найдут, но уже почему-то снаружи у городского кладбища, то похоронят на территории кладбища одного, а то и вдвоем с Кончитой (судя по надписям: «Я тебя никогда не забуду», «Я тебя никогда не увижу»), то опять одного. Нет предела фантазии выдумщиков! До сих пор бытуют и множатся как грибы после теплого осеннего дождя кривотолки о нем. Один господин ответственно заявил с экрана телевизора, что Резанов, подъезжая к Красноярску, «упал в речку Есаулку, простудился и скончался в Красноярске». Это послужило толчком для появления новых домыслов, словно все только и ждали этого заявления. Причем всяк старался изо всех сил описать это падение наиболее красочно. То он, Резанов, упал в прорубь, то он провалился в полынью, а недавно последовало уточнение, что он провалился в полынью вместе с лошадью. Чудеса, да и только! В довершение нелепиц на месте первоначального погребения камергера водрузили плиту с безграмотной надписью. Но и на этом достижении не остановились, а пошли дальше. Весомый вклад в разброд мнений о камергере внесла 21 августа прошлого года «Сегодняшняя газета», но, ценя время уважаемого читателя, приведу здесь лишь самый свежий пример.

К сожалению, приходится говорить об альбоме «Забытые страницы Сибири», авторами которого выступают супруги Элеонора и Александр Шемряковы. На восьмой странице альбома рассказывается о Н. П. Резанове. С позволения авторов фразу «После помолвки с дочерью губернатора Сан-Франциско 16-летней испанской красавицей Кончиттой Аргуелло генерал Николай Резанов, следуя в Петербург, провалился вместе с лошадью в полынью в речке Есауловка, что в 40 верстах от Красноярска, тяжело заболел и …» я бы несколько переделал, учитывая, что никакого губернатора Сан-Франциско не было, а был комендант президио (военного поста), что никакого генерала Николая Резанова не было, а был действительный камергер императора Николай Резанов, придворный чин которого соответствовал военному чину контр-адмирала или генерал-майора (что не одно и то же!), что Резанов ехал в феврале, а этот месяц в те времена не был таким теплым, как в нынешние, и отыскать полынью на промерзшей речке вряд ли удалось бы, даже если бы для этого пришлось сильно постараться.

Фразы «Его же невеста, Кончитта Аргуелло, все ждала своего Резанова… Многочисленные поклонники добивались ее руки и сердца, пастыри (она была католичкой) освободили ее от данного при обручении слова, однако она под именем Мария уходит в монастырь, где только через 35 лет от американского путешественника, побывавшего в России, узнала трагическую весть…», на мой взгляд, тоже следовало бы несколько видоизменить, так как о трагической гибели Резанова она узнала через год после расставания с любимым из письма правителя Русской Америки Александра Андреевича Баранова, и еще потому, что ни от какого слова, данного Резанову при обручении, ее не надо было освобождать, так как никакого обручения не было в помине, а была всего лишь помолвка, о чем авторы упоминали ранее. Авторы не видят различия между помолвкой и обручением, очевидно, полагая, что помолвка и обручение — это одно и то же. На самом деле, в отличие от помолвки, обручение является обрядом церковным и не могло иметь места между православным и католичкой без специального разрешения. В этих же фразах говорится, что Кончитта уходит в монастырь, где (надо понимать — в монастыре!) только через 35 лет узнала трагическую весть от американского путешественника. На самом деле этого никак не могло быть, так как первый женский монастырь был основан в Калифорнии в 1851 году, то есть спустя 45 лет после расставания Кончитты и Резанова (она ждала своего любимого 45 лет!), и первой монахиней в нем стала Кончитта (полное имя — Мария де ла Консепсьон Марцела Аргуэлло). Это случилось 11 апреля 1851 года, когда ей было 60 лет. Епископ Алеманд дал ей имя Мария Доминга. Что же касается упоминаемого в альбоме безликого американского путешественника, то позволю заметить, что это был английский адмирал, баронет, сэр Георг Симпсон. С таким же успехом можно назвать Николая Николаевича Миклухо-Маклая папуасом.

И еще. Женский портрет, под которым значится, что это возлюбленная камергера Резанова, Кончитта, является портретом незнакомки (отнюдь не Крамского!). С чего авторы взяли, что это портрет Кончитты?! Портрет настоящей Кончитты имеется в Государственном Историческом музее России. Он подарен музею сыном русского эмигранта, художника Анатолия Соколова, проживавшего в Соединенных Штатах и создавшего там несколько портретов Кончитты. К сожалению, для альбома это уже ложка дегтя… Мне довелось обмениваться мнениями с американскими друзьями в Сан-Франциско (им ранее был выслан исторический роман «Кастильские розы командору Резанову», который всем очень понравился) о предстоящей в Штатах премьере фильма о Н. П. Резанове, созданного в Москве при содействии российской «ПрофиАрт», и разговаривать с ее президентом господином Мироновым. Мои замечания были приняты к сведению. Теперь внимательный зритель может отметить, что упомянутый в самом начале этой статьи диалог между графом Румянцевым и Резановым в записанной в фильме рок-опере «Юнона» и «Авось» звучит в исправленном варианте, все даты соответствуют действительности. Кто знает, может, в этом есть и «вина» вашего покорного слуги.