Индейский вопрос в США в период президентства М.Ван Бюрена

Взаимоотношения государства и племен индейцев являлись одним из важных внутриполитических вопросов в период администрации демократа Мартина Ван Бюрена (1837-1841). Он был сравним по своему значению с проблемами в сфере финансов, рабовладения и общественных земель. Целью работы является анализ индейской политики президента, изучение ее связи с курсом в отношении коренных обитателей американского континента предшествующих и последующих правительств США.

По разным данным, на территории США в 30 — 40-е гг. XIX в. проживали от 180 до 313 тысяч индейцев, принадлежавших к 56 племенам и родовым группам (кланам)1. Для сравнения: ко времени появления на Североамериканском континенте белых поселенцев, то есть в начале XVII в., там обитало не менее 272 племен, объединенных в десятки племенных союзов. Численность краснокожих достигала миллиона человек. Более половины аборигенов жили на восточном побережье, где постоянно увеличивалась численность белого населения, требовавшего новых территорий и ресурсов. Ещё с конца XVIII в. американское правительство осуществляло планомерное вытеснение индейцев, являвшихся преимущественно оседлыми земледельцами, из старых восточных штатов. Не всегда, однако, такие действия приносили успех. Часто в ходе вооруженных столкновений американцы несли большие людские потери2.

Кроме военного давления использовались и методы дипломатии. С 1778 г. в отношении краснокожих проводилась политика договоров: было Заключено несколько сотен соглашений с отдельными племенами3. В результате ирокезский «Союз шести племен», делавары, виандоты и несколько более мелких племен алгонкинов были вынуждены покинуть земли предков в штатах Нью-Йорк и Пенсильвания. Они переселились на территорию штатов Северо-Запада (Огайо, Индиана, Иллинойс, Айова). В дальнейшем многие племена под давлением белых переместились за Миссисипи и Миссури в зону проживания воинственных кочевников- коневодов и охотников на бизонов Великих равнин и Скалистых гор. Некоторые ранее земледельческие индейские народы, оказавшись в прериях, перешли к кочевому образу жизни.

Президенты Т.Джефферсон, Дж.Мэдисон, Дж.Монро и Дж.Кв.Адамс преследовали граждан США, нарушавших договоры с племенами и незаконно поселявшихся на индейских землях. Радикальное изменение политики в отношении коренных жителей Америки произошло только при Э.Джексоне (1829-1837). Джексон прославился как талантливый военачальник, возглавив в 1813-1819 гг. жестокую борьбу с англичанами, испанцами, криками и семинолами в Алабаме, Джорджии и Флориде.

Южные племена криков, семинолов, чероков, чокто и чикасо имели значительные земельные владения, на которых были обнаружены месторождения золота и других полезных ископаемых. На эти территории устремились фермеры и плантаторы пограннчья, поддерживаемые администрацией Джорджии, Алабамы и других штатов. Пять племен Юга, выставив до 10000 воинов, могли противостоять американской экспансии, но они оказались разобщены и предпочитали самостоятельно договариваться с федеральными властями. Захват индейских земель носил планомерный характер. Предварительно они обмерялись, наносились на карту, размеченные участки нумеровались и вычерчивались на билетах лотереи, проводившейся среди поселенцев-скваттеров. В южных штатах захват индейских территорий происходил в основном по инициативе отдельных штатов, вступивших по этой проблеме даже в конфликт с федеральным правительством4.

В публикациях либеральных и левых западных историков, а также в отечественной историографии утвердилось представление о том, что истребление, вытеснение и последующая сегрегация индейцев были связаны с безудержной территориальной экспансией США. Сам же процесс экспансии и аннексий земель был неразрывно соединен с развитием фермерского хозяйства и генезисом американского капитализма, получившего уже в первой половине XIX в. такие яркие идеологические обоснования, как «Американская система» Клея, «доктрина Монро», «джексоновская демократия» и теория «предопределения судьбы». Эти концепции морально-этически и юридически оправдывали «великое наступление цивилизации» и изгнание аборигенов.

В индейском вопросе М. Ван Бюрен продолжил политику своего коллеги по демократической партии и предшественника на президентском посту Э.Джексона по переселению индейских племен с восточного побережья (зоны проживания белого населения) на необитаемые пустынные земли западнее реки Миссисипи, Аллеганских и Аппалачских гор.

Она осуществлялась на основании закона 1830 г., принятие которого означало начало нового этапа в экспансии белых американцев на индейские земли. Цель перемещения состояла в очистке территории для поселений белых и обеспечении их безопасности.

Президент Джексон разработал план перемещения индейских племен южных штатов5 (крики, чокто, чикасо, чероки, семинолы), который в основном был реализован в 1831-1837 гг. В период президентства Джексона и Ван Бюрена были переселены также племена, проживавшие в северных штатах (чиппева, сиу, сак-и-фоксы, виннебаги, оттава и другие)6. По некоторым данным, Ван Бюрен планировал даже выселить уцелевшие группы аборигенов из штата Нью-Йорк.

По мнению демократов, автором проекта перемещения был вовсе не Джексон, а президент Монро и военный министр Дж. Кэлхун. Известно, что в 1819 г. по приказу Монро генерал Джексон осуществил насильственное выселение трехсот семей пионеров из долины р. Арканзас, принадлежавшей племени квапава. Однако уже в январе 1825 г. Монро и Кэлхун предложили план переселения на Запад из юго-восточных и северо-восточных штатов 97000 индейцев, занимавших 77 миллионов акров земли (около 31,2 млн. га). Эти предложения были одобрены конгрессом и уже в конце 20-х гг. XIX в. с некоторыми племенами правительство заключило соглашения о перемещении. На Западе по решению конгресса создавалась с 1834 г. специальная Индейская территория (в нее первоначально вошли полностью или в значительной части территории восьми современных штатов, но впоследствии она оказалась ограничена только областью штата Оклахома). Контроль над индейскими резервациями осуществляло правительственное Бюро по делам индейцев, созданное в 1824 г. Впоследствии на основе законов 1834 и 1836 гг. оно было преобразовано в самостоятельное госучреждение7. Министерство по делам индейцев просуществовало до 1849 г., влившись позднее в систему МВД. При Ван Бюрене это ведомство было реорганизовано по закону 1838 г.8 Министерство контролировало все сферы жизни индейцев и проводило политику правительства по приобщению коренных жителей Америки к «благам цивилизации»9.

Ван Бюрен высоко оценивал индейскую политику Э.Джексона, считая, что «его достижения по перемещению индейцев на их западную родину хорошо известны и не должны быть никогда забыты»10. Начало реализации подобной политики он относил еще к временам администраций Джефферсона и Монро (первая четверть XIX в.). Ван Бюрен полагал, что на западе от Миссисипи у индейцев будут «лучшие условия для жизни», больше возможностей и более значительная территория11. Проживание же на восточных землях по соседству с белым населением обрекало племена на медленное вымирание. Правительство США выделяло значительные средства на просвещение индейцев и их адаптацию к цивилизованному обществу12. Оказывалась финансовая помощь в развитии сельского хозяйства, для предотвращения массовых заболеваний животных за федеральный счет проводилась вакцинация индейского скота. Ежегодно государством выделялось более десяти тысяч долларов на приобщение индейцев к христианству, начальному образованию, создание миссионерских протестантских школ. Однако эта политика не могла остановить вымирание коренных жителей Америки на пустынных землях Запада.

Доклады администрации резерваций свидетельствуют о чрезвычайном распространении среди индейцев алкоголизма, который привел к вырождению целых племен. Основная масса коренных американцев жила очень бедно. Реальную правительственную помощь получали не более 20% индейцев. В то же время часть проживавших в резервациях индейцев выступала против предоставления им прав американского гражданства. Они опасались потерять политические преимущества и экономические привилегии, в частности самоуправление, земельную собственность племени-«нации», финансовые и налоговые льготы, предоставленные федеральным правительством. В середине XIX в., согласно официальным статистическим документам, все же наблюдалось постепенное восстановление и даже рост численности коренного населения13.

Большой общественный резонанс имела борьба, развернувшаяся по вопросу о переселении «цивилизованного», исповедовавшего христианство племени чероки, обитавшего в Джорджии и Алабаме. У чероков были школы, газета и собственная слоговая азбука, изобретенная просветителем Секвойей. Будучи достаточно зажиточным народом, они вели оседлый образ жизни и достигли высокого уровня развития. Сотни индейцев и индианок находились в браке с белыми. У них было в наличии значительное число негров-рабов. Чероки добились успехов в возделывании сельскохозяйственных культур, скотоводстве, текстильном производстве, торговле. Имелись сотни кузниц, мельниц, прялок, ткацких станков. Чероки провели конвент и приняли республиканскую конституцию. Все это давало им возможность претендовать с 1827 г. на признание их статуса как «суверенной нации», «независимого государства» и установление с ними особых официальных отношений со стороны США14.

В 1831 г. Верховный суд США вынес решение по делу «чероки против штата Джорджия», согласно которому племя признавалось автономным политическим сообществом. Суд указал на то, что все проживающие на территории США индейские народности имеют статус «внутренних зависимых наций» (domestic dependent nations), не имеющих прав штата или территории. Юридически протекторат над племенами оформлен с помощью ряда двухсторонних договоров и акта 1802 г. о торговле и взаимоотношениях с индейцами. Сами коренные американцы признают подчиненное положение и именуют президента США «Большим Белым Отцом». Вместе с тем, возможность самоуправления и права собственности краснокожих на землю и принадлежащее им иное имущество являются «неотъемлемыми»15. Джексон не поддержал Верховный суд в его толковании правового статуса индейцев. Президент отказался юридически признать и оформить права индейцев на земли праотцев. Он видел в коренных жителях Америки не самостоятельные политические сообщества, «независимые нации» или суверенные государства, а лишь подданных США. Джексон поддержал власти штатов в их стремлении изгнать аборигенов со своей территории16.

29 декабря 1835 г. американское правительство заключило договор в Нью-Экота с частью вождей чероки, по которому переселение из района реки Теннеси на Запад должно было завершиться к маю 1838 г. Однако большинство племени и вождей выступили против17. Делегация от народа чероки во главе с вождем Дж. Россом направила в конгресс петицию с протестом против договора о переселении племени18. Петиция чероки обсуждалась в сенате и палате представителей в январе, марте и мае 1838 г.19 Чероков поддержали методисты, квакеры и другие христианские общины, конгрессмены от Пенсильвании, что было связано с тем, что «квакеры очень многочисленны в этом штате»20.

Против договора о переселении выступили в конгрессе виги во главе с Д.Уэбстером и Г.Клеем, часть демократов, которые считали несправедливым такое обращение с верными союзниками американцев в не 1812 г. против англичан, испанцев и враждебных индейцев-криков21. Уэбстер полагал, что договор в Нью-Экота — «большая ошибка», поскольку он нарушает принципы «законности и человечности». Многие политики Севера, кроме того, опасались, что земли чероки окажутся добычей южных спекулянтов. Даже друг Ван Бюрена миссурийский сенатор-демо- крат Т.Х.Бентон считал, что изгнание чероки «прибавит рабовладельческой территории к Союзу»22. Уэбстер и конгрессмены-северяне предлагали перенести вопрос о чероки для обсуждения в Комитет по индейским делам. Они стремились отложить его окончательное решение, исходя из гуманитарных соображений, требований «справедливости» и того обстоятельства, что большинство племени не желает переселяться23.

Активно выступали в конгрессе за перемещение индейцев представители штатов Джорджия, Алабама и Теннеси, на территории которых проживали чероки и крики. Это было связано с тем, что в захвате индейских земель были заинтересованы местные фермеры и плантаторы. Сенатор Клей из Алабамы настаивал на немедленном исполнении договора о переселении чероки во избежание «кровопролития» и «предотвращения» возникновения нового вооруженного конфликта вроде Крикской ны 1836-1837 гг. и Флоридской войны с семинолами. Он обвинял Росса в затягивании переселения, поскольку вождь преследовал своекорыстные Интересы и стремился установить контроль над выделенными федеральными средствами. Сенатор говорил о необходимости «защиты белого населения» (поселенцев) на границах штата и ставил в вину чероки постоянные нападения на американцев24.

С представителем Алабамы были солидарны сенаторы Гранди из Теннеси, Кутберт из Джорджии, Кэлхун из Южной Каролины и другие южане. Кутберт утверждал, что Уэбстеру легко рассуждать о «гуманизме» в отношении индейцев, поскольку территория его родного штата Массачусетс уже давно очищена от враждебных краснокожих. В стремлении некоторых северян защитить «права индейцев» в рабовладельческих штатах южане даже видели проявление враждебности Севера по отношению к Югу25.

Позиция Ван Бюрена была изложена в президентском послании сенату от 21 мая 1838 г., в котором он настаивал на соблюдении условий договора 1835 г. и поддержал силовые меры по переселению (конвоирование, устройство лагерей), предлагавшиеся военным департаментом. Он писал о «благожелательных намерениях правительства в отношении народа чероки» и надеялся на то, что удастся убедить индейцев «переселиться мирно и организованно на их новые места жительства на Западе»26. В ежегодном послании конгрессу в декабре 1838 г. Ван Бюрен указывал на выгоды для чероки, которые перемещались на территории «с более здоровым климатом, чем они занимали ранее». Они получали более 13,5 миллионов акров новых земель в обмен на 9,5 миллионов акров территории на восточном берегу Миссисипи. Предполагалось выплатить чероки дополнительно к 5,6 миллионов долларов компенсации за утерянное имущество и земли, еще 1,16 миллиона для обустройства на западных территориях27.

Однако федеральные власти столкнулись с большими трудностями. Правительство США первоначально не имело финансовых средств, чтобы выплатить более шести миллионов долларов компенсации чероки за их земли. Это обстоятельство и острые дискуссии в обществе привели к тому, что переселение началось на два года позже оговоренного договором срока и продолжалось в период с мая 1838 г. по март 1839 г. Вследствие тяжелых условий в пути и лагерях («тропа слез»), болезней погибло до 1/4 племени, насчитывавшего к моменту перемещения 17000 человек. Конгресс поддержал президента и правительство в вопросе о чероки, хотя в сенате договор был утвержден с перевесом только в один голос. Острая политическая борьба и затягивание переселения ставили в крайне затруднительное положение Ван Бюрена, подрывали авторитет президента.

Гораздо большие проблемы, нежели чероки, доставили американскому правительству семинолы Флориды, оказавшие ожесточенное вооруженное сопротивление. Значимой причиной ны являлась не только борьба за землю, но и требование выдачи южанами беглых рабов, укрывшихся в семинольских болотах и вступивших в брак с индейцами. Современники называли этот конфликт «примечательной войной, которую можно рассматривать как одну из наиболее успешных в истории попыток противостояния варварского, слабого и почти лишенного ресурсов народа цивилизованной, сильной и обеспеченной всем необходимым нации»28. Во главе с вождем Оцеолой (1807-1838), используя непроходимые лесистые болота, семинолы в течение семи лет вели партизанскую войну против правительства США. События этого конфликта достаточно близко к истине описаны в романе знаменитого писателя Майн Рида29.

Воевавшие вместе с криками против американцев еще в 1812-1819 гг. семинолы заключили в 1832 г. договор по перемещению в резервации на Западе. Согласно этому соглашению, специальная делегация вождей-сахэмов должна была посетить новые земли, что и было выполнено. В течение 1833 г. обязана была переселиться треть племени, а к концу 1835 г. — все семинолы. Но этого не произошло, поскольку в тексте договора содержалось положение о необходимости воссоединения семинолов с родственными и превосходящими их по численности криками. Семинолы отказались соблюдать этот пункт. Несмотря на споры вокруг недостатков договора, он все же был ратифицирован сенатом в 1834 г. Однако в связи с изменившимися условиями американское правительство решило подписать новое соглашение с флоридскими индейцами, обязав их переселиться на западные земли до конца 1837 г. Президент Джексон настаивал, чтобы перемещение совершилось в течение не трех, а одного года30.

22 апреля 1835 г. правительственный комиссар У.Томпсон уговорил Чарли Эматла и других влиятельных семинольских вождей подписать новый договор. Однако Оцеола пронзил текст кинжалом, был арестован, но через несколько дней для виду смирился, подписал соглашение и был выпущен на свободу. 28 декабря 1835 г. семинолы начали восстание, внезапно напав из засады близ форта Кинг на отряд американцев и убив более ста солдат, в том числе У.Томпсона. Уцелел только один американский солдат, оставшийся лежать на поле сражения настолько тяжело израненным, что его приняли за мертвого. Затем была атакована вторая колонна федеральных войск, находившаяся на марше и понесшая большие потери31. После этих кровавых инцидентов вылазки дикарей следовали одна за другой.

Вторая семинольская война, продолжавшаяся с 1835 по 1842 г., делится на две кампании: 1835-1837 гг. и 1839-1842 гг. Причиной поражений американских ск на первом этапе являлась недооценка ими потенциального противника. В военных и политических кругах США господствовали представления о «незначительности» и «ничтожности» врага. Не предпринимались меры по усилению гарнизонов на полуострове Флорида. Президент считал, что численность семинольских воинов не Превышает 400, а военный министр — 750 человек, поэтому справиться с ними будет довольно легко32. При этом также не учитывались сложные природно-географические особенности Флориды.

Несмотря на пленение в конце 1837 г. руководителя сопротивления Оцеолы, впоследствии умершего в тюрьме, военные действия продолжались и предсказать время их окончания было довольно сложно. Об этом свидетельствовал доклад министра обороны Дж.Р.Пойнсетта президенту от 2 декабря 1837 г.33 Министр указывал на то, что на оказалась очень тяжелой для немногочисленных американских регулярных войск («армии Юга»), которым помогали иррегулярные части (добровольческая милиция), насчитывавшие до десяти тысяч человек. Вынуждены были даже привлечь в качестве волонтеров местных дружественных индейцев-криков. Военные действия развернулись в Центральной Флориде. Регулярные и нерегулярные военные части из различных пунктов побережья четырьмя колоннами проводили наступательные операции в глубь, во внутренние районы полуострова. Действиям американцев мешали труднопроходимая местность (муссонные леса, речки, озера, болота) и особенности влажного субтропического климата Флориды. Как отмечал военный министр, «природа климата Флориды требует того, чтобы активные операции кампании проводились в короткий период времени, и она может быть успешной только при участии гораздо большего, чем это необходимо было бы в ином случае, количества ск»34.

Неудачи в войне с семинолами использовались вигской оппозицией для нападок в конгрессе и прессе на администрацию Ван Бюрена. Виги указывали на то, что демократы обязаны были найти компромиссное решение вопроса о переселении с индейцами Флориды. В случае неудачи переговорного процесса должна была быть тщательно подготовлена, продумана и проведена военная операция против семинолов. При этом потери федеральных ск необходимо было свести к минимуму35. Правительство обвинялось оппозиционерами в неумелом ведении ны, ее затягивании, больших затратах людских и материальных ресурсов. В январе 1838 г. в палате представителей парламентарии ставили вопрос о необходимости замены командующего войсками во Флориде Джэсепа на более талантливого и близкого к вигам генерала Скотта36.

22 июля 1839 г. один из сподвижников Оцеолы Хэлпаттер-Микко поднял новое вооруженное восстание, свергнув марионеточного вождя Сэма Джонса и перебив его сторонников. Семинолы, действуя мелкими группами, устраивали вылазки в прибрежные районы, уничтожая поселенцев и небольшие отряды американских солдат. Успехи в военных действиях против них были не очень значительны: к концу 1838 г. переселилось на Запад около 2000 индейцев (в 1836 г. — 400, а в 1837-1838 гг. — 1500 человек)37 и это притом, что все племя насчитывало около десяти тысяч человек. Только в начале 1840-х гг. основная часть семинолов, уступив давлению превосходящих военных сил американцев, была вынуждена переселиться на земли за Миссисипи. 14 августа 1842 г. правительственным скам сдался Хэлпаттер-Микко: в его распоряжении к тому времени осталось всего 250 бойцов.

Немногочисленные остатки племени сохранились в непроходимых болотах Южной Флориды; вооруженный конфликт с ними имел место в 1855- 1858 гг. (третья семинольская война). В ходе второй войны американцы потеряли убитыми более 1500 солдат, не считая погибших гражданских лиц. Всего же в войнах с семинолами американцы потеряли три тысячи солдат, а военные расходы составили сорок миллионов долларов38.

Важной проблемой, связанной также с индейским вопросом и состоянием армии США, являлось обеспечение безопасности западной границы. В 1821 г. американские регулярные вооруженные силы насчитывали 6127 человек. Протяженность западной линии, на которой располагалось несколько небольших укрепленных фортов, составляла 6373 мили, но после присоединения Флориды и других территориальных приобретений она увеличилась до 8500 миль. За ее пределами кочевали многочисленные и часто враждебно настроенные к белым индейские племена. После приобретения огромной территории Луизианы США стали граничить на северо-западе с английскими владениями в Канаде и Орегоном, фактически находившемся в совместном с Англией владении, а на юге и юго-западе — с мексиканскими провинциями Техасом и Калифорнией.

Особенностью фронтира являлось то, что он был подвижной, часто менявшейся границей, отделявшей колонизированные территории от неосвоенных областей страны. Являясь внутренней границей, фронтир фактически одновременно выполнял и функции внешних рубежей, так как американское правительство контролировало только те территории Запада, которые освоили белые поселенцы. Вдоль границы продвижения поселенцев создавалась с 1836 г. по решению федерального правительства стратегическая военная дорога, которая должна была соединить между собой постоянные посты милиции и форты, обеспечивавшие защиту колонистов от индейских племен, имевших возможность в случае войны выставить «не менее 45000 воинов». По мнению министра обороны, с этой задачей вполне могла справиться во взаимодействии с местной милицией (ополчением) регулярная армия, насчитывавшая к 1837 г. 15000 человек (по официальным оценкам, максимальный мобилизационный потенциал США в случае войны составлял почти полтора миллиона человек)39.

Индейская политика Ван Бюрена была направлена на узаконенное вытеснение американских аборигенов с их земель и их заселение белыми переселенцами. При этом применялись не только политические ухищрения, заключение неравноправных договоров, но и методы прямого насилия. В период президентства Ван Бюрена с весны 1837 г. по декабрь 1840 г. на земли западнее реки Миссисипи были насильственно переселены около 40 000 индейцев40, то есть почти столько же, сколько было перемешено при Джексоне. Всего же к 1841 г. в резервациях на равнинах южнее реки Миссури государство сконцентрировало 77 000 индейцев из атлантических штатов. Это были крики (мускоги), чокгавы, чероки, шауни, чиппева, виннебаги, оттава, делавары и другие алгонкины, поттоваттоми, квапава, семинолы, некоторые племена ирокезской федерации, киекапу, сиу, сенеки, аппалачикола, веа, пианкашау, пеориа, каскаскиа, виандоты, майами, мохеганы и манси41.

В результате деятельности правительства Ван Бюрена штаты Востока и Юго-Востока были очищены от основной массы индейцев. Территории племен заселялись белыми, использовавшими захваченные природные ресурсы для целей капиталистического развития. Выжившие в ходе долгого пути (более 2000 миль) представители коренного населения были обречены вести бесправное существование в лишенных плодородия, удаленных от развитых центров, полупустынных районах крайнего Запада. Только в 1883 г. Верховный суд США признал формально индейцев американскими гражданами, но реальные гражданские права они смогли получить лишь в 1924 г.

Примечания

 

1 Indian Notes // The American missionary. — Vol. 32. — Issue 2. — February. — 1878. — P.41. Данные официальных источников о количестве краснокожих отличаются. Если военный министр оценивал в докладах 1825 г. их численность в 129 366, а в 1829-1834 гг. в 312 610 — 312 930 человек, то глава ведомства по индейским делам в 1836 г. насчитывал на территории США 253 464 «дикаря», а в 1837 г. — уже 302 498.
2 Например, в результате неожиданного нападения в 1622 г. индейцы уничтожили треть белого населения Виргинии. В ходе «войны короля Филиппа» в 1675 — 1676 гг. погиб каждый шестнадцатый колонист, а 52 из 90 поселений Новой Англии были полностью или частично разрушены. Кровавые набеги краснокожих происходили в эпоху колониальных н между Англией и Францией, во время н за независимость США 1775-1783 и 1812-1815 гг. и в более поздний период вплоть до 1890 г. Сражение на реке Литл-Бигхорн в Монтане в 1876 г. является самым знаменитым поражением американских ск в нах с индейцами. Воины сиу, дакота и чейенны во главе с вождем Сидящим Быком окружили в каньоне и полностью уничтожили кавалерийский полк генерала Дж.Кастера. Были убиты около тысячи волонтеров.
3 Our Indian Policy II The United States Democratic Review. — Vol. 14. — Issue 68. — February. — 1844. — P. 172; Administration of Indian Affairs // Ibid. — Vol. 18. — Issue 95.-May.- 1846.-P. 334.
4 История внешней политики и дипломатии США. 1775-1877 гг. / Под ред. Н.Н. Болховитинов, Р.Ф.Иванов, Л.М.Троицкая, А.А.Фурсенко. — М., 1994. — С. 170- 174. Наиболее острый характер носило столкновение в 1825-1826 гг. между Дж. Кв. Адамсом и властями штата Джорджия, стремившимися завладеть землями криков. Дело едва не дошло до гражданской ны.
5 Politics and Statistics. United States II The New-England Magazine. — Vol. 2. — Issue 5. — May. — 1832. — P.251; Removal of southern indians to Indian territory. Extract from Jackson’s Seventh Annual Message to Congress. December 7, 1835 // Documents of American history / Ed. by H.S. Commager. — N.Y., 1962. — P.259-261.
6 Martin Van Buren. Chronology, documents, bibliographical aids / Ed. by I.J. Sloan, — Dobbs Ferry (N.Y.), 1969. — P.74-76.
7 Administration of Indian Affairs II The United States Democratic Review. — Vol.18. — Issue 95. — May. — 1846. — P.333-336.
8 Congressional Globe, 25,h congress, 2nd session. — P.237, 496-498.
9 Our Indian Policy // The United States Democratic Review. — Vol.14. — Issue 68. — February. — 1844. — P. 169-171.
10 Van Buren M. Inquiry into the Origin and Course of Political Parties in the United States (1sl publ. 1867). — N.Y., 1967. — P.323.
11 Martin Van Buren. Chronology, documents, bibliographical aids… — P.75.
12 Administration of Indian Affairs… — P.334-336.
13 Indian Notes // The American missionary. — Vol.32. — Issue 2. — February. — 1878. — P.42. По данным ценза (переписи) 1850 г. в США проживали 400 000 индейцев, но вскоре их численность сократилась.
14 Cherokee nation. Georgia 1831 // Documents of American history… — P.255-258.
15 The Cherokee Case // The North American review. — Vol. 33. — Issue 72. — July. — 1831. — P.137-141.
16 Ibid. — P.150-153.
17 Niven J. Martin Van Buren: the romantic age of American politics. — N.Y., Oxford, 1983.-P.426.
18 Congressional Globe, 25,h congress, 2nd session. — P.122, 145-146.
19 Ibid.-P. 269, 401 -405.
20 Van Buren M. Inquiry into the Origin and Course of Political Parties… — P.323. •
21 Congressional Globe, 25″1 congress, 2nd session. — P.402-404.
22 Niven J. Op. cit. — P.427.
23 Congressional Globe, 25lh congress, 2nd session. — P.403, 404.
24 Ibid. — P.402-403.
25 Ibid.-P. 130, 403-404.
26 In Senate. May 22,1838. Message from the President of the United States relative to Treaty // Congressional Globe, 25th congress, 2nd session. — P.401.
27 Martin Van Buren. Chronology, documents, bibliographical aids… — P.75-76.
28 The Florida War// The North American review. — Vol.54. — Issue 11.- January 1842. — P.1.
29 См.: Рид M. Оцеола, вождь семинолов. — М., 1988, 1992.
30 The Florida War…-P.4.
31 Ibid. — P.6-7.
32 Ibid. — P.3.
33 Congressional Globe, 25th congress, 2nd session. — Appendix. — P. 3 — 8.
34 Ibid. — P.3.
35 The Florida War… — P.8-10.
36 Congressional Globe, 25lh congress, 2nd session. — P. 130-131; Ibid. — Appendix. — P. 536-538, 558-561.
37 Second Annual Message. December 3, 1838 // Martin Van Buren. Chronology, documents, bibliographical aids… — P.77.
38 The Seminole Wars // http://dhr.dos.state.fl.us/flafacts/semwar.html
39 Congressional Globe, 25lh congress, 2nd session. — Appendix. — P.5.
40 Fourth Annual Message. December 5,1840II Ibid. — P. 106.
41 Our Indian Policy… — P.175-176.

Текст: ©2008 В.В. Прилуцкий
Опубликовано: Всеобщая история: современные исследования. Межвузовский сборник научных трудов / Под ред. С.Ф. Блуменау. Вып. 17. Брянск: Изд-во БГУ, 2008. С. 109-119.
OCR: 2017 Северная Америка. Век девятнадцатый. Заметили опечатку? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Прилуцкий В.В. «Индейский вопрос в США в период президентства М. Ван Бюрена»

В статье анализируется индейская политика президента Мартина Ван Бюрена, её связь с курсом в отношении коренных обитателей американского континента предшествующих и последующих правительств США.