записка управляющего Морским министерством генерал-адъютанта Н.К.Краббе Александру II о посылке эскадры в Северную Америку Докладная

23 июня 1863

Весьма секретно

Во всеподданнейшей записке, предоставленной мной вашему императорскому величеству об участии в военных действиях, выпадающем на долю флота в случае войны с западными державами, я упомянул, что начальнику эскадры Тихого океана предписано, при объявлении войны, распределить вверенные ему Суда на торговых путях для нанесения всевозможного вреда обширным торговым интересам неприязненных нам держав в тех отдаленных морях, и что вместе с там ему разрешено делать нападения целой эскадрой на слабые места неприятельских колоний.

Сознавая весь вред, который эта система действий могла нанести нашим противникам, и проникнутый желанием, чтобы флот наш, лишенный возможности действовать наступательно в наших морях против соединенных флотов западных держав, мог принести в минуту опасности наибольшую пользу государству и не ограничил своих действий одной пассивной обороной доступов к Кронштадту — я счел долгом своим повергнуть на благоусмотрение вашего императорского величества предположение мое об отправлении в Атлантический океан особой эскадры для действия против неприятеля по той же системе, которая дана была в руководстве эскадр Тихого океана, не стесняя, впрочем, круга ее военной деятельности одним океаном Атлантическим и предоставляя крейсерам, смотря по обстоятельствам, совершать набеги и в другие моря.

Эскадру эту полагал бы составить из 3 фрегатов, 2 корветов и 3 клиперов и поручить ее свиты вашего величества контр-адмиралу Унковскому, который двухкратным плаванием вокруг света приобрел близкое знакомство с [театром] предстоящей этой эскадрой действий и думаю, что флагман этот, столь горячо преданный службе, которой он посвятил себя смолоду, не откажется от предлагаемой ему завидной чести командования эскадрой при столь заманчивых для моряка условиях.

Примеры истории морских войн прежнего времени и нынешние подвиги наскоро снаряженных каперов Южных штатов служат ручательством в том, что вред, который подобные крейсеры в состоянии нанести неприятельской торговле, может быть весьма значителен. Не подлежит сомнению, что в числе причин, заставляющих Англию столь постоянно уклоняться от войны с Американскими штатами — опасения, возбуждаемые воспоминаниями об убытках, понесенных английской морской торговлей в прошедшие войны с Америкой, занимают одно из первых мест, — и потому я позволяю себе думать, что появление вашей эскадры в Атлантическом океане в настоящее время может иметь на мирное окончание происходящих ныне переговоров более влияния, нежели сухопутные вооружения, имеющие в особенности в отношении к Англии чисто оборонительный характер, который не угрожает жизненным интересам этой морской и коммерческой страны.

Но если слух о появлении наших крейсеров в океане может иметь на ход политических дел то влияние, которое я позволю себе предвидеть, — в настоящее время необходимо содержать это предположение в величайшей тайне, ибо при нынешнем настроении английского правительства оно, при сведениях о снаряжении наших крейсеров, постарается вероятно ускорить развязку Польского вопроса, чтобы иметь возможность воспротивиться выходу наших судов из Балтийского моря.

Поэтому я полагаю отправить назначенные в крейсерство суда поодиночке и дать им вид очередной смены судов в Средиземном море и Тихом океане. Кроме того, я полагаю тайную цель о назначении эскадры сообщить лишь начальнику ее и, в последнюю же минуту — командующим судов.

Расходы, которые потребуются на содержание этой эскадры, не будут значительны, ибо мы вышлем лишь двумя корветами и одним клипером более, нежели предположено по заграничной программе плавания, и издержка эта, ничтожная в сравнении с общими расходами, вызываемыми приготовлениями к войне, окупятся, надеюсь, с огромным избытком той пользою, которую описанные суда принесут в случае войны.

Не считая себя в праве умолчать, что при всех случайностях, которые могут встретиться 14-ти крейсерам, разбросанным по океанам обоих полушарий, может быть, некоторые из них погибнут или же попадутся в руки сильнейшего неприятеля, но предвидение подобной случайности не должно, как мне кажется, остановить исполнение этого предположения потому, что всякие войска, и морские, и сухопутные, подвергаются подобной случайности во время войны, и вред, нанесенный неприятелю каждым из крейсеров отдельно и всеми ими в совокупности, далеко вознаграждает потерю некоторых из этих судов, которые в Кронштадте, при тихоте рейда, на котором они должны будут укрыться за береговыми укреплениями, не принесут большой пользы и не только не будут сами в безопасности, но числом своим увеличат еще более опасность, угрожающую всем судам, стесненным в узком пространстве Малого Кронштадтского рейда, от зажигательных снарядов неприятеля.

Мысль эту, не оставлявшую меня с самого того времени, когда возможность разрыва с морскими державами начала принимать некоторое вероятие, я не решался до сих пар облечь в окончательную форму потому, что опасался, что военные действия в Балтике начнутся вскоре после открытия навигации и мы ее успеем вооружить и снарядить назначенные для океанского крейсерства суда. Кроме то-то, я тогда не представлял себе совершенно возможности продовольствия этих крейсеров, которым многие порты сделаются недоступными, как принадлежащие державам, с которыми мы будем в войне и которые во всяком случае не могут долго оставаться даже в нейтральных портах. Ныне же, по разъяснении этих сомнений, решаясь повергнуть предположение мое на милостивое воззрение вашего императорского величества, осмелюсь присовокупить, что если в прежние наши морские войны подобная мысль не могла бы осуществиться от недостатка хорошо построенных и хорошо снаряженных судов и от большего еще недостатка в офицерах, знакомых с океанскими путями, — то в настоящее время, благодаря поддержанной Вами системе дальних плаваний, препятствия эти уже не существуют, и моряки наши, проникнутые доблестным духом и одушевленные теми чувствами, которые несутся ныне к вашему императорскому величеству со всех концов земли Русской, впишут не одну славную страницу в морскую летопись России.

Генерал-адъютант Н. Краббе.

[МИД, д. 109, ч. 1-я л.л. 3 — 11]
В тексте сделано карандашом несколько несущественных стилистических исправлений. Подлинник остался, очевидно, в канцелярии Александра II. Печатаем окончательную редакцию по копии. Надписи на документе: «Высочайше разрешено привести в исполнение, но опросить у Унковского, возьмется ли за это поручение. 25 июня 1863 г. в Зимнем дворце. Н. Краббе». «Так как Унковский отказался, то его величеству было угодно повелеть назначить к[апитана]. 1 р[анга]. Лесовского, произведя его в контр-адмиралы по министерству за отличное выполнение особо возложенного на него поручения по собиранию сведений по постройке броненосных судов в Америке. 2 июля 1863 г. Пароход Александрия. Н. Краббе».

Опубликовано: Ефимов А.В. Посылка двух русских эскадр в Северную Америку // Историк-марксист, № 3(055), 1936, C. 105-107
OCR: 2016 Северная Америка. Век девятнадцатый. Заметили опечатку? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Библиографическое описание (ГОСТ 7.1-2003)

Ефимов А.В. Посылка двух русских эскадр в Северную Америку» (документы)

Первая научная публикация ценных документов по истории визита русской эскадры к берегам Северной Америки. Подготовка документов и сопроводительная статья А.В. Ефимова