Алентьева Т.В. «Чарльз Самнер (1811-1874) – вехи политической биографии»

В городе Бостоне в знаменитом общественном парке среди других известных деятелей воздвигнута статуя Чарльзу Самнеру в знак признания его заслуг со стороны земляков. В течение 1851-1874 годов, вплоть до своей смерти, он был бессменным представителем своего родного штата в Сенате США. Имя Самнера довольно хорошо известно в современной Америке благодаря тому, что множество общественных школ носят его имя. Одна из таких школ для чернокожих детей была названа в его честь в Вашингтоне и является в настоящее время музеем.1

Историки, изучающие Гражданскую войну в США, в обязательном порядке обращаются к личности и речам Ч. Самнера, поскольку он сыграл важную роль в рядах партии вигов, фрисойлеров, и республиканцев. Наиболее плодотворной его деятельность была в 1850-е гг., в период Гражданской войны и Реконструкции. По словам известного поэта и биографа А. Линкольна Карла Сэндберга, Самнер символизировал все, что было наиболее ненавистно южанам на Севере и от чего они так жаждали отделиться. Среди многочисленных биографий Ч. Самнера, написанных американскими историками, особенно выделяются обстоятельные работы Дэвида Герберта Дональда.2 В отечественной американистике личность и взгляды Ч. Самнера специально не рассматривались.

Чарльз Самнер родился в Бостоне, штат Массачусетс, 6 января 1811 года. Его семья имела давние и прочные корни в Новой Англии. Его предки прибыли с первыми поселенцами в Новый Плимут. Его дед сражался в армии Дж. Вашингтона. Но на его биографии неизгладимым пятном оказался тот факт, что его отец был незаконнорожденным. В провинциальном Бостоне о подобных случаях любили посудачить, и поскольку Эстер Холмс не стала женой майора Джоба Самнера, то слухи о ней распространялись один нелепее другого. Во всяком случае, местные сплетники утверждали, что она была полукровкой, и в ее жилах текла кровь «возможно, и негров и индейцев».3

Сам Чарльз Самнер никогда не любил вспоминать о своем детстве и своих родителях. Но, тем не менее, и его отец Чарльз Пинкни Самнер, узаконенный своим дедом, и его мать, происходившая из почтенной пуританской семьи, создали крепкий и прочный союз и вырастили 9 детей: пять мальчиков и четырех девочек. Семья была небогатой, доход отца семейства составлял вначале всего лишь тысячу долларов в год, так что часто не хватало самого необходимого. Детство Чарльза было нерадостным, поскольку в родном доме царила суровая религиозная обстановка. Слабое физическое здоровье,4 нескладная фигура и непривлекательная внешность, отдаляли его от сверстников, он заделался завзятым книгочеем и предпочитал одиночество.

Но отец гордился своим первенцем и стремился дать ему хорошее образование. Чарльз-младший закончил бостонскую латинскую школу. Именно в это время он впервые услышал выступление знаменитого оратора Дэниэла Уэбстера, которое поразило его красноречием и впервые пробудило интерес к политике. В 1826 году резко к лучшему изменилось положение его семьи, поскольку отец получил должность шерифа графства Суффолк. Возросшие доходы не только позволили приобрести трехэтажный дом на Хэнкок-стрит, но и дали возможность оплатить обучение старшего сына в колледже. А затем его ждала учеба в знаменитом Гарвардском университете. Однако эти годы остались в его памяти абсолютно безрадостными, наполненными зубрежкой и тягостной необходимостью изучать целый ряд бесполезных, по его мнению, предметов. Поэтому он не значился среди выдающихся выпускников Гарварда. Проведя три года в юридической школе Гарварда, он овладел необходимой и выгодной по тем временам профессией. Большую роль в его судьбе сыграло покровительство известного политика Джозефа Стори. В 1834 году он был допущен к юридической практике. В этом же году он совершил свое первое путешествие в Вашингтон, которое оказалось весьма насыщенным. Проезжая по Мэриленду, Самнер впервые столкнулся с проблемой рабства, которая неприятно поразила его. В столице он побывал на заседаниях Конгресса и восхищался речами Генри Клея и Джона Кэлхуна.

Занимаясь в Бостоне юридической практикой, Самнер много и упорно занимался углублением своего образования. В 1836-1837 годах его пригласили читать лекции на родном юридическом факультете в Гарварде. Хотя и недолгая преподавательская работа немало содействовала совершенствованию его ораторского искусства. В это время он тесно сближается с бостонскими вигами. Его не интересовали обычные разговоры о спорте, лошадях и собаках, он плохо разбирался в музыке, живописи и поэзии, но его приверженность к политике была несомненна. В глазах бостонского общества он все же выглядел как многообещающий юноша, сторонник умеренных реформ.

В 1837-1840 гг. Самнер путешествует по Европе, где он начинает свободно говорить на французском, испанском, немецком и итальянском языках. Он встречается со многими знаменитыми людьми и представителями политической элиты такими, как князь Меттерних или наследный принц Пруссии. «Мое путешествие возбудило мои амбиции», – признается он позже.5 Возвратившись в Бостон, он расширяет круг своих друзей и знакомых, среди них: Джордж Тикнор, Роберт Лоуэлл, Ральф Эмерсон, Натан Эплтон, Дэниэл Уэбстер и другие. Поворотным пунктом в его карьере становится его речь «Действительное величие наций», произнесенная в 1845 г. против надвигающейся войны с Мексикой. Он становится признанным оратором, этот высокий, статный, щеголеватый юноша, наделенный сильным голосом, страстным темпераментом и красноречием, а также обладающий достаточной эрудицией.

Самнер эффективно сотрудничал с Горацием Манном по совершенствованию системы государственного образования в штате Массачусетс. Он настаивает также на реформе пенитенциарной системы. С резкой критикой Мексиканской войны он выступил в легислатуре штата Массачусетс. Самнер заявил, что эта война ведется ради расширения и усиления рабовладельческой системы на западных землях и таким образом направлена против интересов свободных штатов. В своем выступлении он назвал войну преступлением против справедливости и гуманности и призвал к ее прекращению и выводу американских войск с территории Мексики.6

Самнер принял самое активное участие в образование партии фрисойлеров, выступающей против распространения рабства на западные земли. Он активно осуждает новый компромисс 1850 года, согласно которому был принят жестокий закон о беглых рабах. Позиция вигов вызывает у него полное неприятие, он резко отзывается о поддержке этого компромисса Уэбстером в его знаменитой речи 7 марта 1850 года. «Уэбстер после этой речи занял место в черном списке подлых отступников дела Свободы», – пишет он своим друзьям. Он называет своего бывшего кумира «падшим ангелом», «предателем священного дела», Иудой и Бенедиктом Арнольдом.7 Новый закон о беглых рабах он считал неконституционным и осуждал нового президента Милларда Филлмора за то, что он подписал его. «Было бы лучше всего для него, чтобы он никогда не рождался на свет, было бы лучше для памяти о нем и для доброго имени его детей, чтобы он никогда не был президентом!».8 Он был уверен, что этот закон никогда не будет исполняться в Массачусетсе. «Общественное мнение, – говорил он, – подобно херувиму с пламенеющим мечом у ворот будет разворачиваться в любую сторону, чтобы … препятствовать появлению любого охотника за беглыми рабами на нашей земле».9 Самнер настаивал на отмене компромисса 1850 года, на запрете рабства в федеральном округе Колумбия, исключении рабства в территориях.

В 1851 году коалиция демократов и фрисойлеров Массачусетса избрала Самнера в Сенат на место, освободившееся после перехода Дэниела Уэбстера на работу в Государственный департамент. Теперь именно в Конгрессе США Самнеру предстоит доказать, что он стал одним из ведущих политиков страны. Как он сам отмечал, что палата Сената «станет могущественной кафедрой, с которой правда будет провозглашена».10 26 августа 1852 года Самнер, несмотря на энергичные усилия противников помешать ему, произнес свою первую крупную речь в Сенате, озаглавленную «Свобода общенациональна, рабство секционально», что стало популярным аболиционистским девизом.

В 1854 году в Конгресс был внесен известный билль Канзас-Небраска, предложенный Стивеном Дугласом. Главным принципом в нем провозглашался «суверенитет скваттеров», т.е. само население в территориях решало вопрос о рабстве, что отменяло линию Миссурийского компромисса. Законопроект вновь подтвердил доктрину невмешательства центрального правительства в вопрос о рабстве. Мечтая о президентском кресле, Ст. Дуглас был заинтересован в поддержке рабовладельцев Юга, и новый компромисс должен был, по его мнению, способствовать росту его популярности среди южан.11 Однако даже подобный законопроект не мог устроить наиболее экстремистских плантаторов. Так, сенатор Диксон из Кентукки внес поправку к биллю, которая гласила, что «граждане Соединенных штатов должны быть свободными в своем праве брать с собой и держать своих рабов в любых территориях, как если бы Миссурийский компромисс не существовал вовсе».12 На другой день сенатор Самнер из Массачусетса предложил поправку, подтверждающую Миссурийский компромисс.13

В развернувшихся в Конгрессе дебатах особенно непримиримую позицию по отношению к биллю занял именно Чарльз Самнер, блестяще парировавший все возражения прорабовладельчески настроенных демократов.14 В газетах «New York Times» и «National Era» появилось «Обращение независимых демократов-конгрессменов к народу Соединенных Штатов». В нем говорилось о перспективах территории Небраска, ее выгодном географическом положении и плодородии ее почв. Заявлялось, что предложенный Дугласом билль отменяет Миссурийский компромисс, поэтому он является «серьезным нарушением священного компромисса, преступным предательством драгоценных прав», поскольку закрывает обширные незанятые территории для действительных поселенцев и отдает их плантаторам, которые превратят их «в тоскливую страну, населенную хозяевами и рабами». Призыв был обращен к лицам, заинтересованным в строительстве железной дороги к Тихому океану, к западным поселенцам, фрисойлерам и иммигрантам, чтобы они поддержали протест против предложений Дугласа. Если позволить биллю стать законом, то свободные поселенцы не смогут обосноваться в Небраске, потому что там утвердится рабство. Народ должен протестовать против этого «огромного преступления» посредством писем в газеты, обращений и петиций, а также на публичных митингах. В прессе активно обсуждались детали законопроекта и подчеркивалось, что он не только отменяет Миссурийский компромисс, но и наносит удар по компромиссу 1850 года, поскольку запрещает Конгрессу вмешиваться в вопрос о рабстве в территориях.15

Вслед за принятием в Конгрессе билля Канзас-Небраска демократическим большинством начинается открытое вторжение в Канзас вооруженных миссурийских рабовладельцев. Развернувшаяся между сторонниками свободы и рабства война в Канзасе стала настоящим прологом к Гражданской войне 1861-1865 гг. В 1856 г. слово «Канзас» не сходило со страниц газет. Редакционные статьи антирабовладельческих газет Севера выходили под заголовками: «Новая гражданская война в Канзасе», «Политика пограничных разбойников», «Рабовладельческий закон в Канзасе», «Что можно сделать для свободного Канзаса». В феврале 1856 г. «New York Tribune» и «New York Evening Post» привели знаменитые слова священника Г. Бичера о том, что винтовка Шарпа в условиях Канзаса обладает не меньшей действенностью и моральной силой, чем сотня библий. С этого времени их стали называть «библией Бичера».16 На Севере был организован сбор средств в помощь фристейтерам. 16 июля 1856 г. «Tribune» напечатала письмо из Пенсильвании под заголовком «Полмиллиона для Канзаса». В нем предлагалось каждому подписчику или читателю газеты внести по 1 долл., создав тем самым канзасский фонд. Уже к концу года общая сумма пожертвований составляла 20 тыс. долл.

25 сентября 1856 г. «New York Tribune» привела заявление сенатора от штата Массачусетс Чарльза Самнера: «Я с интересом наблюдаю за вашим великолепным фондом помощи освобождению Канзаса, сейчас оскверненного и втоптанного в грязь, израненного и порабощенного президентом США, действующим как орудие тиранической рабовладельческой олигархии». Не только настойчивая пропаганда антирабовладельческих изданий, но и стремление многих свободных жителей северных штатов обосноваться на новых землях оказывали значительное влияние на формирование общественного мнения на Севере, также как и драматическое развитие событий в Канзасе.17

В мае 1856 г. миссурийцы совершили новое преступление. Они организовали нападение на Лоуренс, оплот фристейтеров. Дома поселенцев были разграблены и сожжены. Разгром Лоуренса вызвал протесты на всем Севере. 19 мая Самнер произнес в Сенате свою двухдневную блестящую речь «Преступление против Канзаса». Он назвал миссурийцев пиратами, выступавшими под черным флагом, говорил о рабстве как отрицании прав человека и всех гражданских свобод. Самнер подчеркнул, что война в Канзасе носит не местный, а национальный характер. От решения, которое будет принято Конгрессом, сказал он, зависит свобода большой территории, мир в стране и наше доброе имя в истории. Против Канзаса совершено беспримерное преступление, подобного которому нет в анналах истории. В своей речи он жестоко высмеял наиболее отличившихся в защите рабства сенаторов Батлера из Южной Каролины и Дугласа из Иллинойса.

Президент Бьюкенен назвал выступление Самнера «наиболее грубой и оскорбительной тирадой, когда-либо произнесенной в представительном собрании». Действительно, смелая речь массачусетского сенатора вызвала у рабовладельцев приступ ярости. 22 мая член Палаты представителей, племянник сенатора Батлера, Престон Брукс внезапно напал на Самнера, сидящего за письменным столом, в здании Конгресса, жестоко избив его.18 Брукса сопровождали Лоренс Кейт из Южной Каролины и Генри Эдмундсон из Виргинии, которые не принимали никакого участия в нападении. Брукс заявил: «Г-н Самнер, я читал ваши выступления очень тщательно. Это – клевета в отношении Южной Каролины, и г-на Батлера, который является моим родственником». Не дав Самнеру встать из-за стола, Брукс начал избивать его по голове толстой гуттаперчевой тростью с золотым набалдашником. Самнер оказался совершенно беспомощным, так как не мог подняться. Он был ослеплен собственной кровью, которая стекала из раны на голове, и, в конце концов, рухнул в беспамятстве. Однако Брукс продолжал наносить удары до тех пор, пока не разбил свою трость вдребезги. Несколько других сенаторов пытались помочь Самнеру, но они были остановлены Кейтом, вооруженным пистолетом, который восклицал: «Пусть будет так!»19

«Трусливое и зверское нападение на сенатора Самнера, – писала бостонская газета «Daily Evening Transcript», – показывает совершенно ясно, что никакой представитель свободных штатов не может осуществлять свои обязанности без риска быть убитым. …Эти действия – законный результат событий, которые выросли из канзасских несправедливостей… Поддерживая варварство и восхваляя его лидеров, президент и большинство Сената совместно участвуют в позоре, который они сами и поддерживают. Это преступление – не просто против свободы, но против цивилизации». Не менее резко охарактеризовала происшедшее «Boston Atlas».20

Суд приговорил Брукса к штрафу всего лишь в 300 долл., его даже не исключили из состава Палаты. На Юге Брукса приветствовали как героя.21 Нападение на сенатора Самнера еще больше накалило атмосферу в стране, в очередной раз противопоставив общественное мнение Севера и Юга друг другу.

В Чикаго, Нью-Йорке и других городах прошли митинги, на которых осуждались преступления рабовладельцев против Канзаса и избиение сенатора Самнера.22 Тут же происходил сбор денег и запись добровольцев в помощь фристейтерам. Газеты Севера писали в эти дни о «кровоточащем Канзасе» и «истекающем кровью сенаторе Самнере». Тон большинства из них был резким и осуждающим в отношении сторонников рабства. Они заявляли, что рабство еще раз показало всему миру свое истинное лицо, что оно является угрозой свободе не только на земле Канзаса, но и на Севере, даже в стенах Капитолия. Именно рабство воспитывает жестоких людей вроде Атчисона или Брукса. Редактором «New York Evening Post» Уильям Каллен Брайант, писал: «Юг не может терпеть свободу слова в любом месте, и стремится подавить его в Вашингтоне с помощью дубинки, а сейчас они пытаются задушить ее в Канзасе, опираясь на убийства и грабежи …Разве мы тоже рабы, рабы на всю жизнь, сносящие любые жестокие удары?»23

С резким осуждением нападения на Самнера выступил Р. Эмерсон, призвав объединяться в защиту американской свободы. В речи «Американская цивилизация» он осудил рабство и олигархию Юга, которые «отравляют нашу политику, общественную нравственность и отношения между людьми». Он убеждал слушателей в том, что существование двух разных форм общества – демократии и олигархии – невозможно в рамках одного государства с едиными законами. «Варварство, при котором человек низводится до положения животного, и цивилизация не могут сосуществовать в одном государстве. Либо мы выбираем свободу, либо рабство». «Страна в опасности», – такова главная мысль его выступлений в 1855–1856 годах. Долг каждого честного человека в этих условиях – активно включиться в борьбу. «Ученый, защищающий рабство, произвол правительства, монополии, угнетение, предает свою профессию. Он перестает быть ученым и не может больше относиться к компании порядочных людей».24

Обострение борьбы в самом Канзасе и вокруг него тоже активно обсуждалось на страницах южной прессы. Дольно широким оказался спектр мнений по отношению к избиению 22 мая 1856 г. сенатора Самнера южанином Бруксом. Нападение на невооруженного человека, находящегося в стенах Конгресса, многие считали действием, недостойным джентльмена. «Чудовищно, что член Палаты представителей избивает сенатора в здании Конгресса из-за речи, произнесенной в Сенате и не имеющей никакого прямого отношения к индивидууму, осуществляющему избиение», – писала юнионистская газета «Louisville Journal».25 Даже экстремистская «Charleston Mercury» не могла одобрить столь не рыцарское и не джентльменское поведение южного конгрессмена. «Получается, что сенаторы и представители не могут наслаждаться правом свободы слова или свободного обсуждения без того, чтобы не подвергнуться зверскому нападению. Они должны иметь в руках или трость, или револьвер. Трудно думать спокойно о таком нападении, какому подвергся м-р Самнер. Такое нападение является малодушным и недостойным… Грустно, что подобное имеет место».26

Но основная часть населения, особенно на глубоком Юге, выражала одобрение действиям Брукса. Народ Южной Каролины восхищался его поступком. «Yorkville Enquirer» сообщала: «В Бостоне и других городах Массачусетса были проведены массовые митинги, где выражалась подобающая степень негодования по поводу избиения их сенатора. С другой стороны, мы удовлетворены, что восторженные митинги были проведены в Колумбии, Чарлстоне, Ньюберри и в других местах в поддержку полковника Брукса с одобрением его действий и уверениями в поддержке его друзей дома».27 Общественное мнение Юга формировалось также под воздействием экстремистских заявлений других газет, еще более резких в своих выражениях. «Если Массачусетс не отзовет подобного человека, если Сенат не изгонит его и не сможет контролировать его, то не остается ничего, как только стегать его плетью из воловьей кожи, чтобы выбить из него плохие манеры и научить хорошим», – заявляла «Washington Sentinel».28

Сенат не стал наказывать Брукса,29 а направил жалобу в Палату представителей. Однако последняя приняла постановление, в котором заявила, что не имеет права судить Брукса.30 Была предпринята попытка исключить его из состава Палаты, но не удалось набрать 2/3 голосов. Брукс, правда, сам подал в отставку, но был затем снова переизбран в своем штате, что свидетельствовало об одобрении его поступка избирателями.

Самнер провел ближайшие несколько лет в Европе и дома, чтобы залечить раны, не только физические, но и моральные. Вернувшись к активной политической жизни, он, выступая в Сенате 4 июня 1860 г., заклеймил «варварство рабства». Он заявил, что «особый институт» Юга, который южная пропаганда живописала как благодетельный для негров, был варварским учреждением, и южане, которые основали его, являются настоящими варварами без всяких признаков цивилизации. Выступая позже в Нью-Йорке, Самнер предсказал, что с избранием Линкольна рабство вскоре скончается «…подобно отравленной крысе, которая умирает в своей норе».31 Эта речь вызвала такой негативный взрыв эмоций на Юге, что друзья опасались за его жизнь и приставили к нему вооруженную охрану. Всюду на Юге газеты обсуждали эту речь. Новоорлеанская «Daily Picayune» назвала ее «наиболее злостной и злобной тирадой против рабства и рабовладения, … которые когда-либо произносились людьми вроде Ф. Дугласа или У.Л. Гаррисона».32 После выздоровления Самнер не оставил своих антирабовладельческих настроений, наоборот, он стал отстаивать их ещё более рьяно и начал борьбу за межрасовое обучение в общественных школах Бостона.

В критические месяцы после избрания Линкольна на пост президента Самнер был категорически против любых компромиссов с Югом.

Во время Гражданской войны Самнер, примкнув к радикальным республиканцам, выступал за скорейшее освобождение рабов и в 1864 году представлял в Сенате 13-ю поправку к Конституции, а также настаивал на привлечение негров к службе в федеральной армии. Именно он предложил кандидатуру черного юриста Джона Рока для работы в Верховном суде США и возглавил кампанию за одобрение покупки Аляски.

Он был за жестки план реконструкции Юга, считая, что южные штаты «совершали самоубийство с помощью раскола, и что они должны рассматриваться в качестве завоеванных территорий, которые никогда не были государствами». Во время Реконструкции он поддержал импичмент президента Эндрю Джонсона (когда сенатский суд оправдал президента, Самнер предложил привлечь его к ответственности снова) и разработал проект Акта о гражданских правах негров, принятый уже после его смерти. Единственная попытка устройства личной жизни оказалась неудачной. Выбрав себе в жены дочь массачусетского юриста Алису Хупер, которая была намного его моложе и не разделяла взгляды своего мужа. Брак вскоре распался.

Выступая против аннексии Сан-Доминго, предложенной президентом Улиссом Грантом, Самнер подал в отставку с поста председателя сенатского комитета по международным делам (бессменно возглавляемого им с 1856 года) и порвал с республиканцами. На выборах 1872 года он поддержал кандидатуру Хораса Грили.33 В том же году ему предложили баллотироваться на должность губернатора Массачусетса, но подорванное здоровье вынудило его отказаться от этого поста. Через два года 11 марта 1874 года Чарльз Самнер скончался и был похоронен в его родном Бостоне.

В истории США он навсегда остался непримиримым сторонником равноправия негров, подлинной демократии и свободы.

Примечания:

1 www.cr.nps.gov/nr/travel/wash/dc58.htm.
2 Donald D.H. Charles Sumner and the Coming of the Civil War. N.Y., 1960 (Pulitzer-prize-winning biography to 1860); Idem. Charles Sumner and the Rights of Man. N.Y., 1970 (biography from 1861).
3 Donald D.H. Charles Sumner and the Coming of the Civil War. N.Y., 1960. P. 5.
4 Из всех видов спорта ему давалось только плавание.
5 Donald D.H. Op. Cit. P. 69.
6 The Annals of America. Vol.7. 1976. P.361-365.
7 Donald D. Charles Sumner and the Coming of the Civil War. N.Y., 1989. Р.184-185.
8 Sumner Ch. Works. Boston,1811-1874. In 14 Vols. Vol. II. P. 398-399.
9 Sumner Ch. Orations and Speeches. Vol. II. Boston, 2006. P. 403.
10 Pollard J.A. John Greenleaf Whittier. Boston, 1907. P. 217-219.
11 Johannsen R.W. Stephen A. Douglass. N.Y., 1973. P. 499.
12 Cong. Globe. 33d Cong. 1st Sess. P. 175; Greeley H. American Conflict: In 2 Vols. Chicago, 1865-1866. Vol. 1. P. 229-233.
13 Алентьева Т.В. Роль общественного мнения в канун Гражданской войны в США (1850-1861 гг.). Курск, 2008. С. 56.
14 The Jeffersonian and Hamiltonian Traditions in American Politics. Р. 215-219.
15 New York Times. Jan. 6, 10, 11, 13, 14, 16, 18, 23, 24, 25, 26, 28; Febr. 3, 4, 6, 8, 9, 15, 16, 20, 23, 24. 1854; New York Courier and Enquirer. Jan. 30; Feb. 3, 6. 1854.
16 New York Daily Tribune. Apr. 18. 1855; Febr. 8; June 12. 1856; National Intelligencer. May 31. 1856.
17 Gara L. The Presidency of F. Pierce. Lawrence, 1991. P. 114-121; Goodrich T. War to the Knife: Bleeding Kansas, 1854-1861. N.Y., 1998. P. 89, 110.
18 And Why not Every Man? Documentary History of the Fight against Slavery in the United States / Ed. by H. Aptheker. N.Y., 1970. P. 195-196; Pierson M.D. “All Southern Society is Assailed by the Foulest Charges”: Charles Sumner’s “The Crime against Kansas” and the Escalation of Republican Antislavery Rhetoric // The New England Quarterly. Vol. 68. N 4. December 1995. P. 531-557.
19 New York Evening Post. May 23. 1856; New York Courier and Enquirer. May 24, 26. 1856; National Intelligencer. June 3. 1856.
20 Clarke J.F. Anti-Slavery Days. N.Y., 1884. Р. 165-166; Daily Evening Transcript. May 23. 1856; Boston Atlas. May 24. 1856.
21 Брукс погиб в 1857 году; Кейту было высказано порицание за его действия, позднее он был убит в 1864 году в ходе гражданской войны как сторонник Конфедерации.
22 Strong G.T. Diary: In 2 Vols. / Ed. by A. Nevins, T. Milton. N.Y., 1952. Vol. I. P. 284-285.
23 The History of the United States. Source Readings: In 4 Vols. / Ed. By N. Harris, D. Rothman, S. Ternstrom. N.Y.–L., 1950. Vol. I. P. 414-424; Craven A. The Coming of the Civil War. N.Y., 1942. P. 374-376.
24 Emerson R.W. Antislavery Writings. N.Y., 1995. Р. 107-110.
25 Louisville Journal. May 28. 1856.
26 Charleston Mercury. May 30. 1856. Cм. также: Richmond Whig. May 31, June 4, 7. 1856.
27 Charleston Mercury. May 28, 29, June 9. 1856; Yorkville Enquirer (SC). May 29. 1856.
28 Richmond Enquirer. June 2, 3. 1856; New York Daily Tribune. May 21, 27. June 6. 1856; South Carolinian. May 27. 1856; http://www.furman.edu/~benson/docs/editorial/index.htm. «South Carolinian» (г. Колумбия) описывала восторженный прием, оказанный Бруксу в его родном штате. По инициативе губернатора штата была собрана круглая сумма, ради того, чтобы подарить Бруксу роскошный серебряный кувшин, кубок и трость.
29 Хотя по Конституции обе палаты Конгресса имеют право наказывать своих членов за «нарушающее порядок поведение» (ст. 1, разд. 5).
30 Cong. Globe. 34th Cong. 1st Sess. Part II. P. 1317, 1348-1367.
31 New York Herald. June 5, 6, 7. 1860.
32 Reynolds D.E. Editors Make War. Nashville, 1970. P.95-96.
33 http://america-xix.org.ru/personalia/ch_sumner.html

Текст: ©2009 Т.В. Алентьева
Опубликовано: История и историография зарубежного мира в лицах / Под ред. В.В. Кутявина. Вып. IX. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2009. 247с. С. 49-61
Статья предоставлена автором

Алентьева Т.В. «Чарльз Самнер (1811-1874) – вехи политической биографии»

Биографическая статья об американском политике, видном противнике рабства Чарльзе Самнере