Пропагандисты

Массовое переселение было бы невозможным без предварительной рекламы.

Самым удобным местом для пропаганды был, разумеется, Конгресс. Количество конгрессменов, хотя бы единожды выступивших за переселение насчитывается десятками, но отдельные парламентарии, благодаря своей активности, навсегда остались в истории экспансии на Запад.

Вскоре после ратификации Конвенции 1818 года Соединенными Штатами, в Конгрессе развернулись дебаты по поводу пересмотра ее положений.

Инициатором обсуждения выступил конгрессмен от Виргинии Джон Флойд. Являясь приятелем Уильяма Кларка и братом одного из его спутников, Флойд был хорошо осведомлен об итогах экспедиции Льюиса-Кларка. В своих многочисленных выступлениях в Конгрессе Флойд доказывал необходимость Орегона и для западных мехоторговцев и для северо-восточных китобоев и для лесоторговых и сельскохозяйственных компаний. Таким образом он надеялся заручиться поддержкой всех крупных группировок Конгресса.

Под руководством Флойда начал работу специальный комитет по изучению положения на тихоокеанском побережье и целесообразности оккупации бассейна реки Колумбия. За работой комитета очень внимательно следил русский посланник в Вашингтоне Петр Полетика и его английский коллега Стадфорд Каннинг.

В январе 1821 года комитет Флойда подготовил доклад, в котором пришел к неожиданному выводу, что «ни одна держава за исключением Испании не имеет справедливых притязаний на тихоокеанском побережье к западу от Скалистых гор»1.

Получив текст доклада, С. Каннинг потребовал от государственного секретаря Дж. К. Адамса объяснений. Разговор состоялся 27 января 1821 года и проходил в откровенных выражениях. Адамс не отрицал американские притязания на северо-запад Америки, а на вопрос о том, включает ли США в сферу своих интересов Канаду, ответил: «Там определена граница, и мы не собираемся ее нарушать. Сохраняйте то, что принадлежит вам, но оставьте весь остальной континент нам»2.

«Нередко даже лица, известные благодаря своему положению в обществе или в силу личных достоинств, неожиданно обращаются ко мне … с просьбой поведать им, что русские намерены предпринять на северо-западном побережье Америки, – сообщал Петр Полетика, пересылая в Санкт-Петербург текст доклада комитета Флойда, — Я с улыбкой отвечал, что как ни слабы наши права на поселения в Америке, они, во всяком случае, сильнее прав Соединенных Штатов, ибо восходят к временам, предшествовавшим появлению этой страны на свет в качестве государства». В отношении содержания доклада русский дипломат «был далек от мысли бить тревогу»3.

За шесть лет своей работы, с 1821 по 1827 годы, комитет Флойда подготовил четыре законопроекта, разрешавших аннексию Орегона, но ни один из них не был принят. Большинство в Конгрессе принадлежало тем, кто боялся, что аннексия приведет к обострению англо-американских отношений, и немногие тогда считали, что Орегон стоит войны.

Безрезультатность работы комитета привела к тому, что его председатель навсегда потерял интерес к Орегону. Но доклады, опубликованные за время существования комитета, сыграли очень большую роль в пропаганде переселения американцев в Орегон.

Следующими конгрессменами, заслужившими популярность своими экспансионистскими настроениями, стали конгрессмены из Миссури Льюис Линн и Томас Харт Бентон. Они, никогда не посещавшие побережье, немало сделали для его изучения, не пожалев на это собственных средств.

Линн в 1840 году оплатил издание и распространение памфлета Роберта Гринхау «Memorial Historical and Political on the Northwest Coast of America». Гринхау работал библиотекарем в библиотеке государственного департамента, и поэтому имел непосредственный доступ ко всевозможным отчетам, речам и письмам, посвященным «Орегонскому вопросу». Ему удалось в небольшой брошюре представить американский взгляд на историю открытия побережья, дипломатическую подоплеку спора и позиции сторон в споре. Первоначально «Memorial» предназначался исключительно для служебного пользования, но Линн добился для него свободного распространения.

Бентон, в свою очередь, снарядил экспедицию для картографирования «Орегонской тропы». Ее возглавил зять Бентона Джон Чарльз Фримонт. Фримонт со своими спутниками Кристофером «Китом» Карсоном и Чарльзом Преуссом составили самую подробную карту «тропы», указав на ней не только маршрут и места для стоянок, но даже места, где можно собирать топливо для костров. Дочь Бентона (и жена Фримонта) Джесси тоже приложила руку к этой карте — она отредактировала пояснительные записки мужа.

Вне стен Конгресса все газеты и журналы США заполнились статьями и письмами, призывающими американцев к переселению на Запад. Среди авторов этих писем и статей особняком стоял Холл Джексон Келли. Он – один из тех немногих пропагандистов, которые решили воздействовать на своих читателей собственным примером.

Не отставали от своих граждан и президенты. Каждый президент США, начиная Адамсом и заканчивая Полком, определился со своей позицией по Орегону и озвучил ее. Несложно догадаться, что все президенты сходились в одном — необходимости переселения.

Эндрю Джексон отправил на побережье несколько правительственных экспедиций. Одну из них возглавил друг и советник президента лейтенант Уильям Слакум. В 1842 году он исследовал три гавани, которые интересовали президента – залив Сан-Франциско, залив Пьюджета, и устье Колумбии. Лейтенант проявил свой писательский талант – его отчет, опубликованный в 1844 году, произвел фурор в стране. Некоторые американские историки ведут отсчет года «Великого Переселения» именно со дня публикации работы Слакума.

Физически невозможно перечислить всех людей, которые занимались пропагандой орегонского побережья. Заметим только, что не оставались в стороне от пропаганды и профессиональные писатели. Великий американский писатель Вашингтон Ирвинг опубликовал два романа «Астория, или истории предприятия в Скалистых горах» (1836) и «Приключения капитана Боннвилля» (1837), в которых изобразил Западное побережье как идеальное место для приключений и всеобщего процветания.

Цитаты:

  • Болховитинов Н.Н. Доктрина Монро: происхождение и характер. М., 1959. С. 194
  • Там же. С. 193
  • Посланник в Вашингтоне П.И. Полетика статс-секретарю К.В. Нессельроде, 21 января (2 февраля) 1821 года // Внешняя политика России XIX — начала XX века. Документы Российского министерства иностранных дел. М., 1979. Т. 3 (11). С. 711.