Импичмент президента Джонсона

Через месяц после вступления в должность президент Эндрю Джонсон приступил к Реконструкции Юга. Первое, что он сделал – амнистировал всех бывших конфедератов за исключением их лидеров и вернул им всю собственность за исключением рабов. Кроме того, он обязал каждый штат бывшей Конфедерации созвать съезды белых представителей, на которых выработать новые конституции штатов. Только в этом случае штату позволялось формировать правительство и отправлять прошение о восстановлении в Союзе. В течение лета были проведены необходимые съезды и избраны новые представители южных штатов в Конгрессе США.

Когда 4 декабря 1865 года открылась сессия Конгресса, республиканское большинство было, мягко выражаясь, удивлено. Представлять одиннадцать бывших мятежных штатов прибыли те же самые люди, которые управляли Конфедерацией. От Джорджии был избран бывший вице-президент бывшей Конфедерации Александр Стивенс. Такого подарка с Юга республиканцы, разумеется, не ожидали и категорически отказались признавать полномочия новых конгрессменов.

В начале февраля 1866 года республиканское большинство Конгресса приняло Закон о Бюро Вольных Людей. Это самое бюро должно было заниматься распределением земли среди негров, устройством для них школ и защитой их прав в судах южных штатов. Но к великой радости южан, президент Джонсон наложил на закон вето, назвав его неконституционным и слишком затратным. В тот момент республиканцы не были достаточно сильны, чтобы преодолеть президентское вето и победа в первом сражении между президентом и Конгрессом осталась за Джонсоном.

Король Энди. Карикатура Томаса Наста. Harpers Weekly Nov 3th 1868
Король Энди. Карикатура Томаса Наста. Harpers Weekly Nov 3th 1868

Через несколько дней, в день рождения Вашингтона, президент в своём публичном выступлении объявил, что на Севере завелись предатели. На призывы из толпы назвать их имена, Джонсон ответил именами республиканских лидеров Конгресса. Конгрессмены немедленно прозвали президента Джонсона «Королём Энди» и приготовились к длительной борьбе с ним.

В марте 1866 года Конгресс принял Закон о гражданских правах, которым было объявлено, что бывшие рабы признаются американскими гражданами с правами заключать договоры, владеть землёй и обращаться в суд. Президент вновь наложил вето на основании того, что этот закон даёт чернокожим преимущества перед белыми. Республиканцы, оставив всякую надежду на плодотворную работу с президентом-демократом, впервые в американской истории преодолели президентское вето большинством в две трети Конгресса.

В июне 1866 года Конгресс принял документ, который в случае ратификации тремя четвертями штатов становился 14-й поправкой к Конституции. Эта поправка объявляла, что все люди, рожденные в Соединенных Штатах, включая бывших рабов, автоматически становятся их гражданами и равными перед законом. Джонсон прислал в Конгресс письмо, осуждающее принятый документ и наложил вето на вторую редакцию Закона о Бюро Вольных Людей. Конгресс долго думать не стал и преодолел президентский запрет в тот же день.

«Новоорлеанская бойня» 30 июля 1866 года и провал ратификации 14-й поправки на Юге привели к тому, что Конгресс решился на радикальные меры в отношении бывших мятежных штатов. «Король Энди» оказался в незавидном положении. Все правительства южных штатов, выбранные согласно президентской программе Реконструкции объявлялись низложенными, а конституции — ничтожными. Территория бывшей Конфедерации разделялась на пять военных округов, управляемые генералом армии, имевшим полномочия вводить военное положение. При этом президент не имел право обращаться к военному губернатору напрямую, а только через главнокомандующего армией США (в то время этот пост занимал Улисс Грант). Далее Конгресс потребовал от Юга провести новые конституционные собрания, на этот раз – с участием негров. Принятие штата в Союз напрямую связывалось с ратификацией 14-й поправки. Президент в очередной раз наложил на это «деспотичное», по его словам, решение, вето, не продержавшееся и суток.

Затем Конгресс принялся за президента. Был принят Закон о пребывании на государственной службе, которым президент лишался права увольнять чиновников без разрешения Сената. Это касалось и членов администрации США. Джонсон посчитал это решение нарушением «разделения властей» и вновь наложил вето. Как и его предшественники, это вето было с легкостью преодолено. Тогда президент попытался проверить конституционность этого закона, обратившись в Верховный суд, но его попытка была заблокирована Сенатом.

В начале августа 1867 года военный министр Эдвин Стэнтон проинформировал Джонсона о том, что пять военных губернаторов на Юге теперь были подотчётны Конгрессу, а не президенту, и что Палата представителей уже выбрала кандидатуры на эти посты. 12 августа, в нарушение Закона о пребывании на государственной службе, президент уволил военного министра Эдвина Стэнтона и назначил на его место генерала Гранта. Сенат не стал одобрять решение президента, а новоиспечённый министр Грант – добровольно отказался от своего поста.

К началу 1868 года конфликт между президентом и Конгрессом достиг кульминации. 21 февраля президент приказал, чтобы военные губернаторы отчитывались непосредственно перед ним, и назначил генерала Лоренсо Томаса новым военным министром. На этот раз Стэнтон отказался покидать не только свой пост, но и здание военного министерства, забаррикадировавшись там.

Три дня спустя Палата представителей 126 голосами против 47 начала процедуру импичмента, созвав для расследования «преступлений и проступков» президента специальную комиссию. Через неделю комиссия представила «Основания для отрешения от должности». Президенту ставилось в вину нарушение законов О пребывании на государственной службе, О командовании армией и унижение Конгресса. Все эти обвинения были надуманными и скрывали истинную причину импичмента – противодействие президента наделению негров гражданскими правами и осуществлению радикальной программы Реконструкции Юга.

Суд в Сенате под председательством Верховного судьи США Сэлмона Чейза начался 5 марта 1868 года. Обвинение поддерживали семь делегатов от Палаты представителей во главе с Тадеушем Стивенсом. Президента защищали пять высококлассных адвокатов. Сам Джонсон не появился на заседаниях сенатского суда ни разу.

16 марта состоялось голосование по 11 части «Оснований» — вопросу о поведении президента в отношении Конгресса. Предварительный опрос показывал, что судьба Джонсона зависит от одного неопределившегося – молодого республиканца Эдмунда Росса. Несмотря на давление со стороны «старших товарищей» и предупреждения о прямой зависимости его политической карьеры от его решения, когда пришло время говорить, Росс встал и сказал «невиновен». Тогда голосование закончилось с результатом 35-19 и адвокаты Джонсона смогли вздохнуть свободно.

Два тура голосований, проведённые 26 марта, закончились с тем же результатом. Для отрешения президента от должности не хватило одного голоса. Военная реконструкция Юга продолжилась. Президент Джонсон оставался у власти ещё девять месяцев, выставлял свою кандидатуру на новый президентский срок, но проиграл выборы Улиссу Гранту.