«Канада! Канада! Канада!»: Американские попытки захвата британских колоний

Официальными причинами, приведшими США в 1812 году к объявлению войны Англии, современники называли: грубое нарушение Англией нейтральных прав США на море; британские «указы в совете» от 7 января 1807 года и 26 апреля 1809 года, ограничивающие доступ торговых судов иностранных держав в порты Франции и зависимых от нее стран; и насильственную вербовку американских моряков в британский флот.

Но немаловажную роль в объявлении войны сыграли экспансионистские устремления руководства США. Оно надеялось, воспользовавшись наполеоновскими войнами, отвлекавшими основные силы Англии, расширить свою территорию за счет Канады. По замечанию американского историка Уильяма Фостера, «во всех трех крупных войнах, которые США вели… — в 1776, 1812 и 1861 годах – одной из основных целей промышленников Новой Англии был захват Канады».1

Во время Войны за независимость канадцам было предложено прислать делегатов на Континентальный конгресс. Канадцы предложение отклонили, а когда американские войска начали боевые действия и вторглись на территорию Канады, то они потерпели там поражение, встретив сопротивление канадцев, не желавших входить в Союз.

В начале XIX века Канада становилась конкурентом США на мировом рынке. Она занимала первое место по поставкам леса в Англию и Британскую Вест-Индию; канадские рыболовы проникли на рынки Южной Америки. B Европе рос интерес к канадской продукции. Канада была коридором, по которому население долины Миссисипи получало готовые английские товары в ущерб американским торговым компаниям. Нелегальная торговля с Канадой парализовала американское эмбарго на английские товары, наложенное в 1809 году. Канада являлись оплотом торгово-экономического и военно-политического влияния Англии в Западном полушарии, а её географическое положение служило препятствием территориальной, морской, торговой и политической экспансии США.

На протяжении десятилетий в США росло число политиков, заявлявших, что Канада – это первоочередная, основная задача США. Сторонники войны говорили, что Канада имеет важнейшее значение для безопасности Соединенных Штатов. Предъявляя притязания на реку Св. Лаврентия они говорили, что она должна принадлежать тем, кто владеет Миссисипи, ибо «Великий властелин предначертал, чтобы эти две реки принадлежали одному народу». По их словам, Создатель наметил границами США «на юге – Мексиканский залив, а на севере – районы вечного холода». Канадский экспорт за один только 1811 год превысил 10 млн. долларов и поэтому путем войны США имеют возможность «в короткое время вознаградить себя в десятикратном размере за ущерб, который Англия нанесла нашей торговле».2

Конгрессмен от Виргинии Джон Рэндольф, (автор термина «военные ястребы», определявшего сторонников войны с Англией), высмеивал планы своих коллег, говоря, что в стране «слышно только одно слово – жалобно скулящее, вечно на одной и той же монотонной ноте – Канада! Канада! Канада!».3 Большинство «военных ястребов» выступало за полную аннексию Британской Америки, открытие богатых земель полуострова Онтарио для американского заседания и устранение британских конкурентов с мировых рынков, в первую очередь, пушных. Северо-восточные «ястребы» надеялись, что присоединение Канады покончит с засильем рабовладельцев в Конгрессе и правительстве США.

Канаде было не под силу cамостоятельно сопротивляться США – ее регулярная армия насчитывала чуть более 5 тысяч человек, а в ополчение можно призвать менее 20 тысяч. При этом английское происхождение имела ничтожно малая часть населения – 66% всего населения были франкоканадцами, а четверть англоканадцев – выходцы из США1.

Исходя из этих сведений, лидер «военных ястребов» конгрессмен от Кентукки Генри Клей заявил в феврале 1810 года, что для захвата Канады хватит сил одной милиции его родного штата.4 Бывший президент Томас Джефферсон также считал захват Канады «вопросом простого марша».5 Их сторонниками целиком отвергалась способность Лондона направить крупные армейские подразделения для защиты Канады и тем более использовать их для наступательных операций против США.

В начале 1812 года Конгресс постановил увеличить регулярную армию до 35 тысяч человек. В феврале он разрешил президенту призвать на один год 50 тысяч добровольцев, а в апреле – принять 100 тысяч человек в милицию штатов. Но все эти торжественные решения остались на бумаге. Генеральный консул России в Филадельфии Николай Козлов весной 1812 года доносил в Санкт-Петербург, что попытки правительства увеличить численность американских войск для завоевания Канады наталкиваются на «непреодолимые трудности»6.

Англия в 1812 году переживала один из наиболее трудных периодов своей истории и не была настроена на еще одну войну. Британское правительство пошло на уступки, чтобы не спровоцировать военное столкновение. За несколько дней до объявления войны «указы в совете» в части касающейся США были отменены, о чем немедленно сообщено в Вашингтон. В ответ Англия ожидала отмену американского эмбарго на свои товары, но получила войну – 18 июня 1812 года Конгресс объявил США находящимися в состоянии войны с Великобританией, а в июле была предпринята первая попытка вторжения в Канаду.

Губернатор территории Мичиган, а по совместительству командующий северо-восточной группой американских войск, генерал Уильям Хэлл с отрядом в 1600 человек из Детройта перешел канадскую границу, надеясь захватить главное укрепление английских войск в Верхней Канаде – форт Малден. В Канаде отряд Хэлла встретил сопротивление союзных канадо-индейских войск и счел более целесообразным отступить на американскую территорию. Преследуемый союзными войсками Хэлл вернулся в Детройт, где был окружен и принужден к капитуляции.

Дальнейшие попытки захвата Канады также потерпели неудачу. Канадцы и индейцы оказали неожиданное решительное сопротивление вторжениям с юга. В борьбе против агрессии США у канадцев зарождалось и крепло чувство принадлежности к самостоятельной общеканадской нации, и они не хотели быть поглощенными более сильным соседом.

Изменение ситуации в Европе позволило Англии отправить за океан дополнительные силы. Прибытие английских войск создало реальную угрозу территориальной целостности самих США, а захват Вашингтона в августе 1814 года показал уязвимость даже глубокого тыла.

В этих условиях в Генте (Нидерланды) 8 августа 1814 года открылись мирные переговоры. Английская сторона заняла жесткую позицию – она требовала сохранить свои территориальные завоевания, отторгнуть часть территории штата Мэн для проведения дороги от Галифакса до Квебека, запретить США иметь флот и укрепления на Великих озерах и создать независимое «буферное» индийское государство на территории Огайо. Американские представители Джон Куинси Адамс, Клей и Александр Галлатин, понимая, что такие условия мира вызовут восстание на Западе, отказались их даже обсуждать и 19 августа прервали переговоры.

В Англии после затяжных европейских войн, война c США была очень непопулярна, и чтобы ее поскорее закончить, британские представители отозвали все свои условия. Сговорчивости англичан способствовало поражение их войск в битве на озере Шамплейн в сентябре 1814 года.

Мирный договор был подписан 4 декабря 1814 года. Он не содержал никаких указаний на прекращение насильственной вербовки матросов американских кораблей – окончание войны в Европе сделало это ненужным. Все территориальные завоевания аннулировались, демаркация канадско-американской границы откладывалось на более позднее время.

После войны Англия предприняла ряд мер, которые должны были усилить переселение англичан в Верхнюю Канаду. Компания Гудзонова Залива получила указание обеспечить расселение на северо-западе материка английских подданных, но земли, которые предоставляла КГЗ находились в лесных районах и требовали огромных затрат труда для подготовки пашни. Естественно, что прибывавшие на континент англичане предпочитали оседать в США, надеясь получить кусочек плодородной земли в прериях Дальнего Запада.

В начале 1820-х годов в канадскую провинцию Нью-Брансуик стали проникать лесорубы из американского штата Мэн. В 1825 году легислатура Мэна объявила о присоединении провинции к США, чем вызвала сильные волнения в Канаде. К разрешению спора была привлечена третья сторона – король Нидерландов. В 1828 году он вынес решение, по которому Соединенным Штатам отходило 7908, а Нью-Брансуику – 4119 кв. миль2. Конгресс США ратифицировал решение, несмотря на протесты легислатуры Мэна. В 1833 году штат отказался от денежной компенсации «за потерянные территории», предложенной федеральным правительством. Попытка губернатора Мэна провести в 1835 году перепись населения и выборы в Нью-Брансуике закончилось арестом американских чиновников, посланных для этой цели.

Пользуясь восстанием 1837-38 годов в Канаде, Конгресс США поддержал решение о направлении в спорный регион 50-тысячного войска. В поддержку Нью-Брансуика выступила провинция Новая Шотландия. Специальная сессия ассамблеи выделила средства на оборону и пообещала «в случае, если война станет реальностью, отдать в распоряжение младшей провинции все доллары и всех мужчин Новой Шотландии»7.

Но воевать не пришлось – командующий ополчением Нью-Брансуика Джозеф Харви и американский генерал Уинфилд Скотт сумели разойтись миром. Войска США были выведены, все возведенные ими укрепления – уничтожены.

Территориальные споры мешали успешному развитию англо-американской торговли. В 1837-1845 годах доля британского импорта оставила 41,6% от всего объема товаров, ввезенных в США2, а английские инвестиции в американскую экономику превышали 150 млн. долларов3. Поэтому англичане были заинтересованы в мирном разрешении всех споров.

Весной 1842 года в Вашингтон со специальной миссией прибыл представитель банкирского дома «Бэринг» Александр Бэринг лорд Эшбертон. Перед ним стояла дипломатическая задача разрешить оба территориальных спора – северо-западный «орегонский вопрос» и северо-восточный спор Мэна и Нью-Брансуика.

Его переговоры c государственным секретарем Дэниелем Уэбстером по вопросу о разграничении на северо-востоке оказались более успешными, чем поиски ответа на «орегонский вопрос» и по условиям подписанного тогда договора к США отходили 7/9 спорной территории. Граница намечалась таким образом, что территория США вклинивалась в канадскую территорию, перерезая прямую связь Нью-Брансуика с Монреалем. Были сделаны уступки в пользу США в районе озер Лесное и Шамплейн.

Успех этих переговоров английский историк Кеннет Бёрн объясняет британской уверенностью в том, что длительный мир вкупе с дружественными отношениями «значительно перевешивают ценность любого дополнительного куска соснового болота»8.

После открытия золотых месторождений в Канаде, туда из опустошенной Калифорнии хлынули потоки золотоискателей, быстро американизировав районы приисков. Американские переселенцы оставались гражданами США и всякое недовольство местными порядками у них сопровождалось требованиями присоединить вновь заселенную ими землю к США.

Во время Гражданской войны государственный секретарь Уильям Сьюард вел переговоры с некоторыми нью-йоркскими банкирами о кредите на покупку у КГЗ ее прав на управление Канадой.

Приобретя у России Аляску в марте 1867 года, Сьюард во всеуслышанье объявил, что данный договор — первый шаг «к окружению всей Британской Северной Америки, которое должно завершиться превращением канадских провинций в штаты Американского Союза»9.

Такая перспектива не могла не беспокоить британскую корону, и через 4 месяца был найден выход – 1 июля состоялось подписание «Акта о землях Руперта». Этим актом создавалась канадская конфедерация, формально находившаяся под британским управлением, но фактически – независимая. Британская Северная Америка приобрела название «Доминион Канада», под которым она существует до сих пор.

Южные соседи были недовольны сложившейся ситуацией. Конгресс США даже выразил крайнюю озабоченность тем, «что на континенте создается конфедерация, простирающаяся от океана до океана, без консультации с населением провинций, которые должны быть объединены, и что она основывается на монархических принципах»10.

Но эта озабоченность ни в Великобритании, ни в Канаде уже никого не волновала.

Статистика:

  • Яровой В.В. Происхождение англо-американской войны, Иркутск, 1989. С. 266
  • История внешней политики и дипломатии США, 1775-1877. М., 1994. С.185.
  • Райерсон Ст. Неравный союз. С. 193.

Цитаты:

1 Фостер У. Очерки политической истории Америки / Пер. с англ. М., 1955. С. 284.
2 Райерсон Ст. Основание Канады. Канада с древнейших времен до 1815 года. / Пер. с англ. М., 1963. С. 285.
3 Болховитинов Н.Н. Происхождение и характер англо-американской войны 1812-1815 годов // От Аляски до Огненной Земли. М., 1967. С. 147.
4 История США: В 4-х томах. М., 1983. Т.1. С. 281.
5 Милейковский А. Г. Канада и англо-американские противоречия. М., 1958. С. 94
6 Донесение Н.Я. Козлова министру иностранных дел Н.П. Румянцеву, 18 (30) апреля 1812 года // Россия и США. Становление отношений, 1765 –1815 годы: М.: Наука, 1980. С. 518.
7 Райерсон Ст. Неравный союз. История Канады :1815-1873 годы / Пер. с англ. М., 1970. С. 189.
8 Курилла И.И. Споры о внешней политике США в начале 40-х годов XIX в.// Вопросы истории. 2002. №10. С.122.
9 Милейковский А. Г. Указ. соч. С. 164
10 Там же С 164.